Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Проблемы и противоречия в деятельности органов местного самоуправления Уральского региона

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Анализ проблем местного самоуправления в Уральском регионе; факторы, оказывающие влияние на создание публичной власти: разногласия между главами муниципальных образований, особенности формирования бюджетов, демографический и экономический потенциал.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Проблемы и противоречия в деятельности органов местного самоуправления Уральского региона

Формирование местного самоуправления в регионе означало создание нового уровня публичной власти. Этот процесс сопровождался возникновением ряда проблем, многие из которых не решены и сегодня. О ряде из них, касающихся формирования качественной правовой базы, создания эффективного механизма взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти, формирования основ финансовой и материальной самостоятельности муниципальных образований, говорилось в предыдущих разделах работы. Однако вне поля зрения остались другие, также немаловажные проблемы, оказывающие влияние на состояние местного самоуправления в регионе, анализ которых, на наш взгляд, представляет определенный интерес.

На становлении и развитии местного самоуправления негативно сказываются периодически возникающие разногласия между главами крупных муниципальных образований и исполнительной властью областей и республик, часто перерастающие в конфликт. Как правило, это относится к главам местного самоуправления столиц республик и областных центров. Главные причины таких конфликтов лежат в экономической плоскости, в частности связаны с распределением собираемых налоговых поступлений между муниципальными и областным, республиканским бюджетами, но не ограничиваются только этой сферой.

Располагая значительными экономическими и людскими ресурсами, мэры столичных городов демонстрируют высокие политические амбиции. В частности, мэры городов Оренбурга и Екатеринбурга Г. Донковцев и А. Чернецкий выставляли свои кандидатуры на губернаторских выборах 2001 и 2005 годов, а глава г. Перми Ю. Трутнев - на выборах губернатора области в декабре 2006 года одержал убедительную победу, набрав 52% голосов избирателей.

Непростые отношения с органами государственной власти складывались в рассматриваемый период у мэра г. Челябинска В. Тарасова и г. Ижевска А. Салтыкова.

В Челябинской области формирование системы местного самоуправления проходило в условиях острой политической борьбы. В ее основе было продолжительное противостояние между назначенным Б. Ельциным губернатором В. Соловьевым и лидером общественно-политического движения левых сил «За возрождение Урала» (ЗВУ) П. Суминым. По итогам выборов 2000 года это движение получило весомое представительство в Челябинской областной Думе, которая и стала реальной оппозицией В. Соловьеву, действующему тогда главе администрации области. В этой ситуации мэр г. Челябинска В. Тарасов стремился придерживаться нейтральной позиции, что не устраивало обе противоборствующие стороны.

На первых выборах губернатора Челябинской области в декабре 2002 года победу одержал П. Сумин, а представители ЗВУ получили большинство мест в областном Законодательном Собрании. Тем самым длительное противоборство за ключевые посты в областных органах государственной власти внутри местной политической элиты было завершено полной победой одной из сторон. Однако это не относилось к местному самоуправлению. К этому времени, с учетом подобного варианта развития политической ситуации, в значительной части административно-территориальных единиц под патронажем бывшей областной администрации были подготовлены уставы муниципальных образований. Устав г. Челябинска даже успели провести в 2001 году через референдум, что давало главе администрации города надежный аргумент для того, чтобы парировать любые попытки органов государственной власти добиться пересмотра положений этого документа.

По Уставу г. Челябинск является единым муниципальным образованием, а в городских районах функционируют отделения администрации города (ст.25). Формально это нарушает нормы федерального законодательства и Закона Челябинской области «О местном самоуправлении в Челябинской области», дающих право населению создавать муниципальные образования и в границах городских районов, ибо мнение населения по этому вопросу не выяснялось.

При В. Соловьеве этот вопрос не поднимался, так как главы городских и районных администраций назначались и смещались им единолично, а создание системы органов местного самоуправления блокировалось.

Новый губернатор П. Сумин и руководители Законодательного Собрания выработали свой вариант реформирования системы местного самоуправления в г. Челябинске. Губернатор области 7 апреля 2003 года подписал Закон «О назначении выборов в органы местного самоуправления в Челябинской области», согласно которому г. Челябинск должен был разделиться на 1 2 автономных муниципальных образований (7 районов города, поселки Новосинеглазово, Смолино, Федоровка, Сосновка, Шершни). В них 29 июня 2003 года должны были состояться выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

На достижение этой цели областные власти были настроены решительно. Поэтому на данном этапе попытки представителей администрации города встретиться с губернатором области и авторами закона - депутатами А. Саломаткиным и М. Жмаевым закончились безуспешно. В этой ситуации Администрация и Дума г. Челябинска заявили о своем намерении опротестовать принятый закон. По их мнению, его реализация привела бы к ликвидации г. Челябинска как единого муниципального образования. Бывший в то время секретарем городской Думы В. Крюков так объяснил позицию городских властей: «... каждое из 12 муниципальных образований, получив отдельную строчку в областном бюджете, будет фактически уравнено в правах с малыми городами и районами области».

Он также изложил свою точку зрения на цель, которую преследует законодательная власть области, инициируя реформу местного самоуправления в г. Челябинске: «пролоббировать интересы - прежде всего денежные - «своих» территорий (муниципальных образований, находящихся в границах избирательных округов).

Думается, это лишь один из факторов, повлиявших на принятие данного закона. На наш взгляд, при его реализации областные органы государственной власти решали определенные задачи.

Во-первых, место одного ведущего во всех отношениях муниципального образования заняли бы 1 2 муниципальных образований, менее мощных в экономическом плане и в силу этого более зависимых от областных органов государственной власти.

Во-вторых, создавались реальные условия для ослабления политического веса органов муниципальной власти г. Челябинска и лично мэра, ибо городской бюджет формировался бы раздельно от бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории города, а значит, существенно сократились бы ресурсы, которыми располагала городская администрация.

В-третьих, по ряду принятых решений просматривается стремление областных властей вообще ликвидировать местное самоуправление на уровне города и ввести государственное управление. Поэтому шаги органов законодательной и исполнительной власти области по реформированию местного самоуправления в г. Челябинске встретили противодействие городской Думы и администрации, которое оказывалось в пределах правового поля.

Развитие конфликта удалось приостановить путем достижения сторонами согласованного решения. Законодательное Собрание области 17 апреля 2003 года рассмотрело и приняло внесенный губернатором Закон «О поддержке мер администрации области и органов местного самоуправления г. Челябинска». По этому документу администрации области и органам местного самоуправления г. Челябинска в срок до декабря 1 997 года предписывалось разработать областной Закон «О статусе города Челябинска». В нем предполагалось определить не только уровни, на которых создаются органы местного самоуправления, но и органы государственной власти в городе (ст.1). До принятия закона приостанавливались административно-территориальные преобразования городов и населенных пунктов, находящихся в муниципальной связи с Челябинском (ст.2). Поскольку Уставом г. Челябинска допускалось создание муниципальных образований в границах районов города, рабочих поселках и сельсоветах, закон предписывал главе и Думе г. Челябинска до декабря 1 997 года провести специальное изучение мнения их жителей. Гражданам предлагалось определиться: быть этим населенным пунктам в качестве самоуправляющихся муниципальных образований или отказаться от этого статуса (ст.3).

Челябинская городская Дума 1 июля 2003 года приняла решение о проведении опроса населения на предмет его отношения к преобразованию районов в городе и поселков во внутригородские муниципальные образования. Опрос проводился Уральской академией государственной службы с 30 августа по 8 сентября 2003 года. Его итоги носили двойственный характер. Было опрошено 4807 жителей всех районов и поселков Челябинска. Большинство из них - 84% высказались за сохранение Челябинска как единого города (муниципального образования), идею разделения Челябинска на 12 самостоятельных независимых муниципальных образований поддержали 6%. Среди сторонников сохранения Челябинска как единого муниципального образования 55% отметили, что это нужно для того, чтобы не плодить новых чиновников, 31% отстаивали право мэра реально влиять на ход дел во всем городе.

По вопросу о главах администраций районов города 44% опрошенных высказались за то, чтобы они избирались непосредственно населением, 26% респондентов поддержали механизм их назначения мэром и только 11% предпочли, чтобы глава города делал это единолично.

Таким образом, с одной стороны, органы местного самоуправления города получили поддержку населения в вопросах сохранения г. Челябинска как единого муниципального образования, с другой - жители высказались за выборность глав районных администр...

Другие файлы:

Особенности избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления Уральского региона 2001-2007 годов
Оганизация выборов глав муниципальных образований, представительных органов местного самоуправления Уральского региона в 2001-2007 гг., особенности из...

Правовые основы формирования и деятельности органов местного самоуправления
Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодейс...

Организационные основы местного самоуправления
Основные функции и структура органов местного самоуправления, понятие их организационных основ. Система и структура органов местного самоуправления. А...

Гражданско-правовое положение органов местного самоуправления
Основная проблема гражданской правосубъектности органов местного самоуправления - дуализм их правового статуса. Функции органов местного самоуправлени...

Специфика местного самоуправления
Основные проблемы реализации реформы местного самоуправления на территории Челябинской области. Ассоциации муниципальных образований "Горный Урал", "Е...