Понятие и виды политического режима государства
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Демократический режим, его характеристика
Глава 2. Антидемократические режимы, их особенности
2.1.Сравнительная характеристика демократии и диктатуры
Глава 3. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов
Глава 4. Причины кризиса и процесс распада тоталитарных режимов
Заключение
Список литературы
Введение
«Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством».1 Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим»- слишком широкое понятие для данного явления, и предпочитают использовать несколько иное- «государственный (государственно- правовой режим)». В отличие от понятий «форма правления» и «формы государственного устройства», которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует его функциональную сторону- формы и методы осуществления государственной власти.
«Государственно- политический режим- это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства».2 Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти- принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация- поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит определить, насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.
Государственный режим- важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим- понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Политические режимы государства подразделяются на демократические и антидемократические. К демократическим можно отнести, например, либерально- парламентский и демократический режимы. К антидемократическим режимам относятся диктатура, деспотия, автократия, цезаризм, бонапартизм, тоталитаризм и т.д.
Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение существующих политических режимов (с примерами государств), их подробное описание, а также исследование политических обстоятельств, способствующих как их становлению, так и смене одного режима другим.
Глава 1. Демократический режим, его характеристика
«Демократия (от гр. demokratia, буквально- народовластие)- политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе и через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.»1
Демократический режим присущ прежде всего странам с социально- ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы «сдержек и противовесов» и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа (формальные признаки):
-народ- основной источник власти,
-юридическое равенство всех граждан,
-преобладание большинства над меньшинством при принятии решений,
-выборность основных государственных органов.
Вторая группа (реальные признаки):
- развитые институты представительной и непосредственной демократии,
-гарантирование гражданам политических прав и свобод,
-свобода информации и независимость СМИ,
-партийный и политический плюрализм,
-разделение властей,
-независимость профсоюзов,
-местное самоуправление,
-сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия,
признание этнических и других социальных меньшинств.
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями- парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).
«Политический режим демократического типа имеет своей социально- экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора».1 Политическими предпосылками данного режима являются:
1. Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно- исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения.
2. Наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества.
3. Ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества.
4. Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально- экономической конкуренции внутри гражданского общества.
5. Существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены.
6. Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и проч.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.
Главное в политическом режиме- порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. «Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью и властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем».1
«Либерально- демократический режим является наиболее современной формой демократии. Он существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим- это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития».1 Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально- демократической формы. «Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов».2 В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.
В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.
Глава 2. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика демократии и диктатуры
режим тоталитарный демократический диктатура
Понятие политического режима и его типы
Политический режим как упорядоченное взаимодействие структур политической системы, его классификация и типологизация, разновидности и отличительные пр...
Конструкция "формы государства" и существующие подходы к её оценке
Основные элементы и теоретико-методологические основы изучения конструкции "формы государства" в теории государства и права. Формы государственного ус...
Политический режим как элемент формы государства
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима в современной России. Характерные черты тоталитаризма и авторитаризма....
Соотношение государственного и политического режимов
Понятие и структура государственного режима как процесса реализации суверенной публичной власти через государственный аппарат. Раскрытие содержания по...
Теория государства и права
Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства. Формы государственного правления, особенности политического (государственного) режима...