Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Политический режим как элемент формы государства

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима в современной России. Характерные черты тоталитаризма и авторитаризма. Правовая культура, правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Приволжский филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Теория государства и права

Политический режим как элемент формы государства

Н. Новгород, 2010 г.

Содержание

Введение

1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима

3. Типология политических режимов

3.1 Демократические режимы

3.2 Недемократические режимы

3.2.1 Тоталитаризм

3.2.2 Авторитаризм

4. Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима

Заключение

Литература

Введение

Современная Россия переживает сложный период своего развития, когда наиболее остро возникают проблемы, связанные с укреплением государственности, федеративного устройства, проведением экономической и правовой реформы, урегулированием национальных отношений, становлением гражданского общества, правового государства, защитой прав человека.

Все эти проблемы теснейшим образом связаны с функционированием политического режима, с системой властных отношений, государственного управления, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики, упрочением законности и правопорядка.

Вполне закономерно, что категория политического режима приобретает сегодня исключительную актуальность для юридической науки и практики, требует серьезной теоретической разработки, осмысления.

Политический режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства, своеобразным "барометром", определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций развития, взаимодействия с гражданским обществом, сочетание силовых и несиловых методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.

Индивидуализируя и конкретизируя форму государства, политический режим охватывает все основные компоненты политической системы общества, все ее слагаемые (связи, отношения, учреждения, институты и т.д.).

В отечественном государствоведении и правоведении понятие политический режим вводится в научный оборот лишь в 60-годы нашего века. Среди первых работ в этой области следует назвать исследования Э.Л. Розина, Н.П. Фарберова, И.Д. Левина, B.C. Петрова, Ф.М. Бурлацкого, В.О. Тененбаума, Л.И. Каска и др.

Многогранность понятия "политический режим" и связанной с ним категории "политическая власть" порождает дискуссии по ряду ключевых вопросов проблемы (является ли политический режим составной частью формы государства; типология политических режимов, особенности российского политического режима, соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть и др.)

Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, как политический режим. В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «политический режим».

Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Ещё большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относиться и к современной России.

Цель данной курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе политического режима применительно к современным условиям и реалиям.

В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:

- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

- легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима

- типология политических режимов

- правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли

Политический режим обеспечивает:

1. Стабильность и определенную упорядоченность политической власти;

2. Управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

3. Достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- тип политического поведения; характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур;

- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность -- не одно то же. Легальность власти -- юридическое обоснование, юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, -- легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность -- это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, н...

Другие файлы:

Тоталитарный режим и его особенности
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Фор...

Политический режим
Форма правления и форма территориального устройства государства не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется вз...

Понятие и виды политического режима
Форма правления и форма территориального устройства государства не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется вз...

Форма Российского государства
Понятие формы государства, ее составляющие и типология. Форма правления Российской Федерации. Государственный (политический) режим. Формы правления и...

Основные характеристики государства
Основные элементы и формы государства. Деятельность государства и политическая система общества. Формы правления и государственного устройства. Способ...