Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Теоретические основы стратегического управления и институционального обеспечения развития региона

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Теоретические основы стратегического управления и институционального обеспечения развития регионаВведениеПроблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и межбюджетных отношений.Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.Значительная часть публикаций посвящена тематике этносоциальных процессов на Северном Кавказе, в частности вопросам:этнического самоопределения людей и его зависимости от социально-культурных и социально-политических условий;межэтнических установок и ориентаций в регионах с разными политическими, социальными и культурными условиями;выявления факторов предупреждения экстремизма;совместимости и соотношения государственной, гражданской, этнической и религиозной идентичности;национальной политики и этнических конфликтов.Этим темам посвящены работы научных коллективов Института этнологии и антропологии РАН (Зорина В.Ю., Тишкова В.А., Михаилова В.А., Кулешова С.В., Хамчиева Б.Б.), Института философии РАН (Султыгова А-Х.А.), Института проблем народонаселения РАН, Южного научного центра РАН (Хлыниной Т.П., Зинева С.Н., Ивановой С.Ю., Авксентьева В.А., Медведева Н.П., Ерохина А.М., Воробьева С.М. и других), Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM (Соколова Д.В.), Центра политических технологий (Ковалева Г. С.) и других ведущих научных и исследовательских организаций России. В частности, Соколовым Д.В. выделена проблема дефицита объективной, достоверной информации о ситуации в регионе и причины намеренной мифологизации сведений о Кавказе в целом: противоборствующие политические элиты заинтересованы в сохранении дотационности, социальной напряженности и экономико-политической нестабильности ситуации ради реализации собственных материальных и властных амбиций.Вопросы геополитического позиционирования северокавказских территорий рассмотрены в трудах Дугина А.Г., Нартова Н.А., Дергачева В.А., Рябцева О.В., Вока Г.Б., Магарамова Э.М., Коркмазова А.Ю., Махуловой З.А. и других ученых:роль Северного Кавказа в структуре интересов России, государств Запада и стран мусульманского мира (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Афганистана);риски снижения влияния федеральной власти на ситуацию в регионе Северного Кавказа;аспекты интегративных процессов с государствами Закавказья (Азербайджаном, Арменией и Грузией).Важным вопросом риторики в этой области изучения территории является баланс мер управления, с одной стороны - в повышении роли сообщества Северного Кавказа в общероссийской экономике и социальной жизни на основе гармоничной реализации интересов всех субъектов отношений, с другой - в борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом, с третьей - в противодействии деструктивному влиянию внешних политических сил в процессе глобализации.Научный коллектив Института экономической политики основное внимание уделяет исследованию качества и специфики бюджетного планирования, эффективности регулирования экономического развития южных регионов, процессов образования экономических кластеров, взаимоотношениям федеральных и региональных органов власти в области развития местного самоуправления и его финансовых основ (И.В. Стародубровская, Н.И. Миронова и др.). Тема формирования инновационной межрегионально-интегрированной экономики Северо-Кавказского федерального округа на основе формирования межрегиональных кластеров также рассмотрена в работах Тамбиева А. Х. В условиях определения стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа предлагается создать предпосылки самореализации регионов, входящих в этот округ, и внедрить механизмы развития межрегиональных отношений на основе формирования межрегиональных кластеров и распределенных сетевых комплексов. В условиях дефицита инвестиционных средств на технологическое развитие бизнеса большое значение для регионов округа имеет формирование межрегиональной системы коллективной инновационной деятельности.Значимость процессов интеграции российских регионов и формирования новых экономических структур метарегионального уровня отмечена в работах А.А. Ермоленко. Автор убежден, что оптимальный интеграционный эффект возможен при совместных усилиях государства и бизнес-сообщества каждого региона, а государственное управление инновационным развитием должно базироваться на возможностях регионов и кластерной организации производства.Большинство экспертов, исследующих систему межбюджетных отношений регионов и федерального центра, отмечают необходимость ее реформирования. Так, В. Н. Овчинниковым системно рассмотрены факторы стабилизации экономической динамики на Северном Кавказе, обоснована необходимость стратегии перехода от доминирования распределительных механизмов в системе федеральной региональной экономической политики к их воспроизводственно-стимулирующему варианту. Обоснована и предложена модель финансовой региональной политики, направленной на приоритетную поддержку производственно-хозяйственной инфраструктуры Северного Кавказа. По мнению М.Р. Устархановой и других региональных исследователей, необходимо совершенствовать и механизм реализации целевых программ социально-экономического развития региона для повышения эффективности этого инструмента государственного регулирования социально ориентированной рыночной экономики.В ходе диссертационного исследования применялись системный подход, методы дедукции и индукции, методы статистического анализа, приемы группировки и классификации, методы и приёмы экономико-математического моделирования. Использование значительного количества разнообразных методов исследования продиктовано сложностью анализируемых проблем и необходимостью обеспечения достоверности полученных результатов диссертационной работы.Диссертация состоит из введения, ХХХ глав, заключения, списка литературы в количестве ХХХ источников, ХХХ таблиц, ХХХ рисунков и ХХХ приложений. Общий объем работы составляет ХХХ страниц. По теме диссертации опубликовано ХХХ научная работа, в том числе ХХХ монографии, ХХХ статей в рецензируемых научных журналах, содержащихся в перечне ВАК. Кроме этого, автором опубликовано ХХХ учебников и учебных пособий. Общий объем научных публикаций – более ХХХ п.л.Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования современной системы управления регионом и предпосылки развития системы регионального управления в современных экономических условиях2. Теоретические аспекты развития региона в современной экономикеРегион и его экономика представляют собой сложную, построенную по иерархическим принципам общественно-политическую и экономическую систему, включающую подсистемы и звенья соответствующих уровней. Характер взаимодействия между ними, т. е. целым и частями его образующими, всецело обусловливается качеством их общественно-политического и экономического устройства, внутренней средой функционирования и развития. Изменение этой среды влечет за собой преобразование ролевых функций как целого, так и его частей, изменение принципов их взаимодействия.Являясь относительно обособленной социально-экономической подсистемой общества и национальной экономики, регион функционирует и развивается в пределах исторически данной правовой, экономической и социально-политической среды, качественная определенность которой в существенной мере зависит от действий государства. Это касается, прежде всего, обеспечения жизнедеятельности данной агломерации и разделения полномочий между институтами государства в центре и на местах и местным самоуправлением. При этом весьма существенное значение имеет сама методология механизма разделения данных полномочий[1].Административно-плановая, по сути унитарно-командная модель жизнедеятельности общества объективно предполагала строго линейные принципы организации общественного устройства и экономики. Функции каждой экономической подсистемы (отрасли, региона) и их отдельных элементов (предприятий, территориально-административных единиц) были жестко унифицированы в смысле приоритетност...
Другие файлы:

Стратегическое планирование развития предприятия
Теоретические аспекты стратегического планирования как основы развития промышленного предприятия. Уровни управления корпорациями. Анализ стратегическо...

Информационное обеспечение стратегического управления организацией
Понятие информационного обеспечения стратегического управления организацией. Формирование информационной базы для принятия стратегических решений. Ана...

Оценка стратегического управления в ООО "Дентал-Сервис"
Теоретические основы стратегического управления предприятием. Оценка уровня стратегического управления в ООО "Дентал-Сервис". Анализ макро- и микросре...

Стратегическое планирование на предприятиях
Теоретические основы стратегического планирования в организации. Анализ этого процесса в организации ООО "FUJIFILM". Совершенствование выполнения стра...

Стратегическое управление в банке (на примере Банка "Союз")
Теоретические основы, сущность и методы, специфика и особенности оценки стратегического управления в банковской сфере. Особенности стратегического упр...