Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Аристотель как представитель политологической мысли периода Античности

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Министерство образования и науки Украины Национальный университет кораблестроенияимени адмирала МакароваКафедра социально-гуманитарных наукРефератпо дисциплине: “Политология”.тема: “Аристотель как представитель политологической мысли периода Античности”.Выполнил: студент группы 3251,Бойко А.В.,Проверил: преподаватель,Сонечко О.С.Николаев – 2008План
  • Определение политики, её антропологическое понимание. «Материалистическое» и «идеалистическое» понимание политики. Политика и мораль.
  • Сущность власти по Аристотелю. Типы власти. Основные формы правления государством.
  • Человек и государство.
  • Определение политики, её антропологическое понимание.Обоснование антропологического понимания политики дал Аристотель. Он считал, что человек - существо политическое, поскольку он - существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе "Политика", полной житейской и политической мудрости, он писал: "Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства".Каждое из двух начал политики («материалистического» и «идеалистического») Аристотеля обладает относительной независимостью от другого начала, поэтому каждое из них становится исходной точкой для различных теоретико-методологических подходов: «материалистического» и «идеалистического» понимания политики, наиболее репрезентативно представленных в гегельянском и марксистском учениях.Остановимся, прежде всего, на классическом подходе к проблеме агента политической жизни и носителей политической активности. В европейской политической традиции, начиная с Аристотеля, постоянно анализируется вопрос о том, кто же выступает в качестве активных сил в политической борьбе. Ответы давались самые различные: Аристотель пишет о «государственном муже» и «политическом человеке», переход от одной формы государственного правления к другой обусловлен искажением тех принципов, на которых каждая из этих форм зиждется.Так, Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, - писал он, - имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве".Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.Слабость данного подхода проявляется также в большом расхождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими. Многие люди совершают общественно полезные, благородные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.Несмотря на отмеченные недостатки - нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существование. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдающийся мыслитель использовал огромный фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств - полисов. Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии - длительный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения в сущность политических явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе.Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Так, произведения Цицерона "О республике" и "О законах" уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.Представления Аристотеля о природе политического и границах сферы политики открывают как бы первый этап, условно говоря, «государствоцентристский», в длительной эволюции воззрений на политику. Аристотель достаточно четко проводит идею о том, что политики это, прежде всего, государство, а сфера политического есть сфера государственных отношений («государственного общения», общения между «политическими людьми» по поводу ведения общественных дел) и государственного управления. Взгляды политических мыслителей Древней Греции во многом были связаны с неразвитостью самой пол...
    Другие файлы:

    Развитие политической мысли в философии античности и средневековья
    Темы политического анализа в философии античности и средневековья. Полис как город-государство и как община. Платон и Аристотель о политике. Процесс в...

    Свободные искусства и философия в античной мысли
    В книге И.Адо "Свободные искусства и философия в античной мысли" изучены основные теории воспитания и общей культуры в античности начиная с классическ...

    История античной диалектики
    Книга повествует о зарождении и развитии диалектики в Античное время. Читатель познакомится с такими яркими представителями философской мысли, как Фал...

    Основная проблематика экономической мысли античности
    Экономическая история первобытного общества. Структура хозяйства в эпоху палеолита, мезолита и неолита. Виды деятельности населения Древних Месопотами...

    Зарождение судебной риторики. Классический риторический канон
    Аристотель - основоположник риторики. Период зарождения риторики и ее особенности в античности. Адресат судебной речи. Соблюдение правил риторики в ре...