Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Зарождение судебной риторики. Классический риторический канон

Тип: контрольная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Аристотель - основоположник риторики. Период зарождения риторики и ее особенности в античности. Адресат судебной речи. Соблюдение правил риторики в речах Ф.Н. Плевако. Анализ этапов на пути от мысли к слову, отраженных в классическом риторическом каноне.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия правосудия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Риторика»

1. Основоположником Риторики был

А) Сократ В) Горгий

Б) Аристотель Г) Цицерон

2. Перечислите известных судебных ораторов России (не менее 5)

Анатолий Федорович Кони, Фёдор Никифорович Плевако, Сергей Аркадьевич Андреевский, Александр Иванович Урусов, Александр Яковлевич Пассовер, Владимир Данилович Спасович.

3. Когда зародилась риторика? Что из наследия античной риторики может быть, по вашему мнению, использовано ораторами в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения

Риторика (др.-греч. ???????? -- «ораторское искусство» от ????? -- «оратор») -- филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора -- не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения».

4. Кто является адресатом судебной речи

Существует четыре адресата. Речь прокурора и адвоката обращена в первую очередь к составу суда. Это главный ее адресат и в уголовном, и в гражданском процессе. Каждое выступление непременно начинается обращением к суду: Уважаемый судья, уважаемые присяжные заседатели. В силу процессуальных норм оратор не может прямо обратиться к присутствующим в зале суда. Но он говорит и для истца и ответчика, и для подсудимого с целью его исправления, и для присутствующих в зале суда граждан с целью предупреждения правонарушений. Еще одним адресатом судебной речи является процессуальный противник оратора, какой-либо тезис, доказательства или вывод которого необходимо оспорить. В языковом аспекте судебная речь характеризуется сочетанием стандартных и эмоционально-экспрессивных средств выражения, так как ее тематика предполагает употребление четких стандартных юридических формул и терминов; убеждающий же характер делает необходимым использование речевых средств воздействия, что создает экспрессивность. Аргументированная, убедительная, эмоциональная речь, помогает присутствующим в зале судебного заседания понять важность соблюдения требований закона и норм морали.

5. Чем знамениты речи Ф.Н. Плевако? Охарактеризуйте их с точки зрения соблюдения правил риторики

Получил прозвище «московский златоуст». Вел и крупные политические процессы, в том числе по Морозовской стачке 1886 года. Всегда отстаивал свободу, честь и достоинство человеческой личности, не пренебрегал и защитой простых, как тогда говорили, маленьких людей, блистая на этих процессах своим красноречием ничуть не меньше, чем на громких делах. Остроумие, находчивость, мгновенная реакция на реплики противника, к месту проявленный сарказм -- все эти качества ярко демонстрировал выдающийся оратор. Для обывательской массы провинциальных углов России Плевако был полумифической фигурой, о которой так много приходилось слышать и которую редко кому приходилось видеть. Но уж если видели и слышали, то неизменно гордились тем, что видели «самого Плевако».

Ф.Н. Плевако часто рассматривает дело с точки зрения «гражданина»: говорит об «общественном мнении» по данному поводу, апеллирует к «общей» (возможно и исторической) памяти аудитории, следствием чего является трансформация образа аудитории, вводит в речь критику или максимально объективно характеризует дело, иногда опирается на здравый смысл. Например, в речи по делу Севских крестьян существует следующий фрагмент: «Русская национальная черта сказалась: тишь, молчаливое страданье и взрыв на мгновение... И хорошее, как подвиг, и дурное, как проступок, у смиренного и безответного, что пятно на лице, как-то случайно, на час-другой, не в смысле природного дефекта, а набегом, мутью, заразой. Русский человек даст порой Минина, порой Пугачева, порой Пожарского, порой Разина. А между этими именами -- десятилетия и столетия молчания и мертвой зыби...» Здесь оратор апеллирует к русскому национальному характеру, как гордости всей русской нации. Считается что, русская душа состоит из противоположностей и отсюда: «тишь, молчаливое страданье и взрыв на мгновение», все это вмещает русская душа, душа каждого из слушающих. Чтобы подчеркнуть эту мысль Ф.Н. Плевако приводит ряды, определяющие две стороны русской души: «хорошее - подвиг - Минин - Пожарский» и в противоположность им «дурное - проступок - Пугачев - Разин». Оратор приводит примеры, в которых присутствует, с одной стороны, факты защиты отечества народом, с другой стороны, приводится ссылка на ряд крестьянских войн против бесправия и произвола, и оратор ставит рассматриваемое дело в один ряд с ними. Основная черта проявления этих противоположностей - это длительные промежутки времени между ними: «десятилетия и столетия», и непродолжительность появлений: «на мгновение», «на час - другой».

Убеждение в случае использования точки зрения «гражданина» строится в большей степени на стилистических средствах, пафосе оратора.

Другим приемом убеждения является включение в речь точки зрения «проповедника», который «проповедует сострадание и человеколюбие». В языковом плане ее «ядром» является высокая и книжная лексика, библейские и книжные метафоры, обращения к суду, риторические вопросы и восклицания, и другие средства, повышающие общий тон речи. В речи по делу Севских крестьян «проповедник» занимает большое место в связи со спецификой рассматриваемого дела, например: «Да, дурное дело, совершенное ими, сегодня им чуждо, как и нам. Их надо пощадить насколько возможно. Русские силы теперь гибнут массами. Будемте скупы на трату их, хотя бы в области правосудия. Оно еще требует жертв, алтари его, приспособленные к человеческому жертвоприношению, не убраны... Но закон дал вам, гг. судьи, широкое право на сокращение кары, на скупость в расходовании человеческой крови и слез. Поменьше их! … Учить правде следует правдою же! Учить уважению к закону - примерами! А где они!.. Скажите же в вашем приговоре, мягком и человечном, что поднять народ может свет, а не тьма, что пока узки двери в школу и широки в тюрьму, - люди, вроде судимых ныне, подобны слепорожденным: спотыкаясь, они не столь виновны, как зрячие. … Подстрекатель нашего бедного люда -- ставни, загораживающие доступ света в убогие дома его. Не будьте же строги и защитите их от несчастья...» Суть этого приема - апелляция к чувствам слушателей, призыв к человеколюбию судей: «Скажите же в вашем приговоре, мягком и человечном». Эффект усиливается за счет использования книжной лексики и антитез, библейских метафор: «(правосудие) требует жертв, алтари его, приспособленные к человеческому жертвоприношению, не убраны; (право) на сокращение кары; свет и тьма; слепорожденные и зрячие»; обращения к суду, риторических восклицаний: «гг. судьи, Поменьше их! … Учить правде следует правдою же! Учить уважению к закону - примерами! А где они!..». Включение в речь точки зрения «проповедника» помогает оратору воздействовать на чувства аудитории за счет используемых риторических тропов и фигур. К блоку иррациональных средств аргументации можно отнести и прием включения в речь позиции «обвинителя», специфика которой заключается в том, что она помогает адвокату критиковать действия как подсудимого, так и других участников судебного разбирательства. Стиль здесь отличатся обличительным, оценочным характером.

Например, в речи по делу Гилярова-Платонова и Дубенского: «мелочное самолюбие весьма легко оскорбляется и выводит обвинение в оскорблении, в опозорении своего честного имени там, где для этого нет никаких оснований». Оратор выражает негативную оценку истца, используя достаточно резкие выр...

Другие файлы:

Общая риторика и частные (судебная, политическая, педагогическая, деловая и другие) риторики
Зарождение и развитие риторики. Искусство спора на суде. Основные этапы риторического канона. Виды ораторского искусства. Обвинительная и защитительна...

Риторика Древней Греции. Аристотель
Исследование особенностей ораторского искусства в Древней Греции. Анализ ораторских приемов, которыми пользовались софисты и другие видные ораторы ант...

Теоретические основы исследования способов и приемов убеждения в судебной речи
Понятие риторики как научного направления, предмет и методы ее изучения, современное состояние. Специфика и композиция судебной речи. Роль типологии в...

Історія розвитку риторики в Україні
Володіння мистецтвом слова як одна з умов досягнення успіху в багатьох професіях. Виникнення риторики як мистецтва складання судових промов. Історія р...

Риторика
Развитие и составляющие элементы классической риторики. Трактование риторики греками, римлянами и в период Средневековья, ее определение Ширяевым. Раз...