Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Формирование единого московского государства и его развитие (XIV-XVII вв.)

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Общие проблемы складывания единого государства. Социально-экономическое развитие России в XVI в. Внутренняя и внешней политика, реформы Ивана IV. Ливонская война. Борьба русского народа за независимость. Воцарение Романовых. Последствия событий "смуты".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Формирование единого Московского государства и его развитие (XIV - XVII вв.)

Содержание

1. Общие проблемы складывания единого государства

2. Социально-экономическое развитие России в XVI в.

3. внутренняя политика и реформы Ивана IV

4. Направления внешней политики Ивана IV. Ливонская война

5. «Смута». Борьба русского народа за независимость

6. Воцарение Романовых. Итоги периода

Список литературы

1. Общие проблемы складывания единого государства

Последователен в оценке события, важнейшего для судьбы России, известный историк С.М. Соловьев. Он считал, что образование Российского централизованного государства было исторически подготовленным, объективно обусловленным явлением. Интересные исследования по данному вопросу осуществили советские историки Л.В. Черепнин и А.А. Зимин. Говоря о «централизации», следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра -- Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей. Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва -- третий Рим», «православное царство», «царь -- помазанник божий»).

2. Социально-экономическое развитие России в XVI в.

К середине XVI в. территория Московского государства составляла около 2,8 млн. кв. км., а численность населения достигла 6,5 млн. человек. К концу XVI в. страна окончательно вступила на особый путь развития, сформировался российский тип феодализма, качественно отличающийся от западноевропейского. Его характерными признаками стали: гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право. Хозяйство сохраняло натуральный характер, однако появляются районы, специализирующиеся на определённых культурах, в центре страны, например, преобладало пашенное земледелие и продуктивное скотоводство. Крупнейшим городом была Москва с населением около 100 тыс. чел. Остальные города России, имели по 3 - 8 тыс. человек.

В экономике мощь государства опиралась на большой фонд государственных земель. Его основу составили конфискованные Иваном III новгородские и тверские земли. Складывание единого государства и его активная внешняя политика остро ставили проблему комплектования армии, аппарата управления. Потребность в служилых людях при неразвитости товарно-денежных отношений, скудости государственных финансов, привела к созданию в конце XV в. поместной системы (раздачи государственных земель в условное владение за службу). Развитие поместной системы вело к уменьшению черносошных крестьян в центре страны и на северо-западе. Много черносошных крестьян осталось лишь на окраинах (Север, Карелия, Поволжье). То есть отличительной чертой средневековой России стало наличие двух форм землевладения, а именно: поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феодалов в центре страны и общинное землевладение крестьян на окраинах. Черносошные (впоследствии государственные) крестьяне были во владении дворцового ведомства князей (позже царей), степень эксплуатации черносошных крестьян была меньше, чем частновладельческих.

3. внутренняя политика и реформы Ивана IV

После смерти Василия III в 1533 г. на великокняжеский престол вступил его 3-летний сын Иван IV. Правительницей-регентшей при Иване стала великая княгиня Елена Глинская - властная и решительная женщина, а фактическим руководителем правительства являлся её дядя, князь Михаил Глинский. В 1547 году 16-летний Иван Васильевич официально венчался на царство в Успенском соборе в Москве. Участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной Рады (1549 г.) - группы советников, приближённых к царю лиц. Во главе этого кружка служилых людей и придворных встали костромской дворянин из богатого, но незнатного рода А.Ф. Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья А.М. Курбский, Н.И. Одоевский, М.И. Воротынский и другие. Не являясь формально государственным учреждением Избранная Рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством, осуществляя реформы середины XVI в.

Важнейшим этапом государственно-политического развития России стало возникновение нового органа власти - Земского собора. Первый Земский собор был созван в феврале 1549 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. В Судебнике 1550 г. из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр. Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. Созыв Земского собора стал вехой в формировании сословно-представительной монархии и способствовал укреплению царской власти. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская Дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24 человек.

Серьёзные перемены коснулись центрального государственного управления. Вместо двух прежних учреждений - Государевых дворца и казны, обладавших размытыми, переплетавшимися функциями управления, - была создана целая система специализированных приказов. Число приказов постоянно растет в связи с усложнением функций управления, к концу XVI в. насчитывалось уже до 30 приказов. Внешней политикой ведал Посольский приказ. Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по территории всей страны, назначением воевод и т. д. Окончательно сформировалась система приказов в XVII в.

В 50-х годах была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы, начатой ещё в 30-е годы, из ведения наместников и волостелей были изъяты дела о «разбоях» и переданы губным старостам, которых избирали дворяне уезда. После 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций. Земская реформа, проведённая в основном в черносошных уездах Севера и в городах, привела к появлению выборных (из числа зажиточных крестьян и посадских людей) земских старост, которые стали ведать судом и сбором податей. Наконец, в 1556 году были отменены кормления. Все эти меры не только повысили эффективность управления, но и означали начало становления сословно-представительной монархии.

Большое значение, для укрепления вооруженных сил России имели военные реформы. Так, было ограничено местничество, т. е. порядок назначения на военные и гражданские должности по принципу знатности и родовитости. В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец», упорядочивший местнические споры. В соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 г. в Московском уезде была выбрана «избранная тысяча» - 1078 провинциальных дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. Впервые было составлено «Уложение о службе», в котором был определён порядок прохождения воинской службы. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина, а в случае недодачи налагался штраф. Перевыполнившие эту норму, напротив, поощрялись. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

С 1550 г. формируется постоянное стрелецкое войско вместо отрядов пищальников. К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек. Таким образом, в конце 40-50-х годах была проведена крупнейшая за всю предшествующую историю страны серия реформ. Она повысила централизацию и эффективность управления и знаменовала собой оформление государственного аппарата России, который до этого времени носил черты великокняжеского управления. Внешнеполитические успехи России в 50-х годах XVI в. явились во многом с...

Другие файлы:

Возвышение Москвы. Формирование единого русского государства
Исследование значения Московского княжества в процессе объединения русских земель. Характеристика усиления власти московского князя при Иване Калите....

Русская культура в XVII веке
Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музык...

Культура Московского государства в конце XV-XVI веках
Процесс развития культуры Московского государства в период после падения монгольского ига и до конца правления Ивана IV. Русская каменная архитектура,...

Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях
В работе, посвященной торговле Московского государства в XVI-XVII столетиях, содержатся данные о самых различных аспектах торговой деятельности русско...

Смутное время Московского государства в начале XVII столетия
В начале XVII века народное ополчение, сформированное Мининым и Пожарским, спасло Россию от гибели, от исчезновения как самостоятельного государства....