Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культура Московского государства в конце XV-XVI веках

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Процесс развития культуры Московского государства в период после падения монгольского ига и до конца правления Ивана IV. Русская каменная архитектура, развитие музыки и живописи. Становление книгопечатания, литературные памятники Московского государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Культура Московского государства в конце XV-XVI веках

План

Введение

Глава I. Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:

1. Русская каменная архитектура

2. Живопись

3. Музыкальная культура

Глава II. Книжная культура России

1. Рукописные книги

2. Становление и развитие книгопечатания

3. Литературные памятники Московского государства

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России - явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка » Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. М., 2006., С.131.

Именно в XV веке начинается объединение русских земель вокруг Москвы. Этот этап характеризуется сосредоточением власти князя и превращение её в деспотическую. Уставший от многочисленных феодальных войн, народ не сопротивлялся такому виду правления. Необходимо было восстанавливать культуру Руси и формировать новую культуру Московского государства.

Отголоски победы на Куликовом поле вызвали подъём патриотических сил и становление самосознания русского народа. И в русской культуре начинается новый период, когда происходит восстановление многих видов искусства, развитие новых жанров в литературе и многих других видов духовной деятельности. Затем эта тенденция была продолжена в правление Ивана Грозного.

Многие ученые изучали период формирования Русского государства. Это такие видные деятели науки, как Д.С. Лихачев, В. Соловьёв, М.Н. Тихомиров и многие другие.

Наша задача состоит в анализе уже изученного материала по культуре Русского государства, а так же в общем обзоре культурных процессов того времени.

В этом исследовании необходимо выяснить: во-первых, особенности русской культуры в послемонгольский период. Во-вторых, проследить развитие различных жанров архитектуры, иконописи. И в- третьих, проследить, переход от рукописной книги на Руси к книгопечатанию.

Так же, следует, подробнее остановится на музыкальной культуре Московского государства, так как этот аспект затрагивался учеными в меньшей степени.

Объектом следует выделить культуру Московского государства в период становления и централизации.

Предметом исследования станет развитие культуры России в послемонгольский период.

Целью данного исследования является процесс развития культуры Московского государства в период после падения монгольского ига и до конца правления Ивана IV.

Глава I. Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:

1) русская каменная архитектура

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. В период ига князья не решались строить каменные церкви и храмы, опасаясь набегов со стороны татар.

Но как только Москва сбросила гнет монголо-татарского ига, возникла необходимость в возрождении форм монументального митрополичьего жанра.

Строительство каменных храмовых комплексов широко развернулось именно в период складывания централизованного Московского государства. Московским князьям необходима была поддержка церкви в процессе объединения страны с центром в Москве. Именно поэтому, московские великие князья, обстраивая свою столицу, хотели, чтобы она не уступала во внешнем облике Владимиру, где даже после нашествия сохранились соборы построенные в митрополичьем жанре, и на первых порах брали оттуда мастеров для сооружения в ней церквей, монастырей и других зданий. Первые храмы возведенные в Москве и её окрестностях этими мастерами, а также призванными из Новгорода и Пскова, - Спас-на-Бору, первоначальные кремлевские соборы Успенский собор в Звенигороде, Рождественская церковь в Саввинском монастыре, там же собор Троицко-Сергиевской Лавры и прочее- были вполне владимиро- суздальского типа и строились из белого камня.Со вступлением на великокняжеский престол Ивана Третьего начинается эпоха самодержавного могущества московских князей и вместе с ним расцвет московского государства.

Присоединив к своей отчине обширные земли, перестав быть ханским данником и женившись на греческой принцессе, отпрыске византийских императоров, Иван считал необходимым окружить себя подобающим величием и украсить свою резиденцию на славу Брокгауз, Ф., Ефрон, И. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь.М.2008.,С.501.. Значение Москвы росло, а это потребовало своего художественного воплощения в монументальных произведениях искусства. Родилась мысль о перестройке Кремля. Его заново отстроенные здания, в первую очередь Успенский собор, должны были отразить силу, могущество и величие нового государства.

Успенский собор, построенный ещё при Иване Калите, стал слишком тесен при увеличивавшемся населении Москвы, обветшал и грозил падением; надо было вместо него соорудить новый, более роскошный храм. Исполнение этого мероприятия было возложено на московских мастеров Ивана Кривцова и Мышкина; но они оказались несостоятельными: едва довели стройку до сводов, часть её обрушилась.

Чтобы пособить беде, приглашены были псковские зодчие, но они не решились взяться за исправления. Тогда великий князь последовал совету своей жены, воспитанной в Италии, вызвал из этой страны Аристотеля Фиораванти. Ему было поручено, если возможно, поправить и завершить работу московских мастеров Брокгауз, Ф., Ефрон, И. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь.М.2008.,С.502.. Однако всё это было разрушено, и на месте был построен собор, подобно Успенскому собору во Владимире. Как пишет «Софийская вторая летопись»: «старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на веревке посреди них поперек, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и поставил поленья, всё поставил на поленья, зажег поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю…В том же году [1476] Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквях дубовые брусья, всюду заложил кованое железо…» Рябцев Ю.С.Хрестоматия по истории Русской культуры XI-XVII в.-М.,1998, С.16-17. Гармония внешних форм храма находит себе полное соответствие в его внутреннем облике. Ясность величественного белокаменного массива сочетается со свободным, насыщенным светом и воздухом пространством Ильин, М.А. Каменная летопись московской Руси.-М.,1966, С.20. . По-видимому, особенности реальных форм архитектуры московского Успенского собора скорее говорят о светских чертах здания, передают государственную идею единства, силы и могущества России, нежели церковные, несколько отвлеченные представления о значении величия православия. Ильин, М.А. Каменная летопись московской Руси.-М.,1966, С.20..

М.Н. Тихомиров писал: « Русские матера, работавшие по указанию Аристотеля, создали новое поколение архитекторов, вооруженных европейскими строительными знаниями, но далеких от рабского подражания чужеземному.» Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в. М. 1968, С.269.

В начале 16 века Алевизом Новым был отстроен Архангельский собор- усыпальница московских князей. Его наружное архитектурное убранство было совершенно новым. Вместо строгих величественных форм, свойственным предшествующим памятникам русского зодчества, Алевиз украсил стены своего здания пышными венецианскими деталями ордерной архитектуры. Применённое Алевизом убранство преследовало ту же цель прославления московских великих князей как деятелей и собирателей Русской земли.

В каменном зодчестве Москвы на исходе 15 века стали проявляться светские черты, отразившие значение и могущество государства. Эти черты внесли новое в русскую архитектуру. Следует отметить, что формы московских соборов сделались излюбленными - их часто применяли при постройке храмов в городах и монастырях.

Крестовокупольная система храма, воспринятая от Византии, подверглась коренной переработке, а затем была заменена в основных произведениях эпохи новыми типами- посадскими храмами и каменными шатровыми церквями Ильин, М.А. Каменная летопись московской Руси.-М.,1966, С.38..

В 1514 году были построены первые новые каменные посадские храмы. они возводились под руководством Алевиза Фрязина. Посадские церкви были возведены из кирпича, который стал распространяться именно в начале 16 века. Яркими примерами того времени были церковь Успения в Старом Симонове и храм Владимира в Ивановском монастыре. Здесь ещё видно воздействие архитектуры московских построек, однако были и существенные изменения в конструкции храма: уменьшилась конструкция храма и отсутствовали столпы. Однако система сводчатого перекрытия храма сохранялась. На примере рассмотренных храмов можно увидеть некоторые изменения: изменён крестовокупольный храм, большее внимание уделяется декоративности, архитектурным деталям. Появляются народные и свет...

Другие файлы:

Культура Московского государства и императорской России. Реформы Петра I и российская культура
Культура Московского государства. Реформы Петра I и российская культура. Культура императорской России после Петра I. Значительный подъем развития кул...

Культура древней Руси ХIV - XV веков
Культурное и духовное наследие древних восточных славян. Характеристика эпохи: конец татаро-монгольского иго, образование Московского государства. Тво...

Возвышение Москвы. Формирование единого русского государства
Исследование значения Московского княжества в процессе объединения русских земель. Характеристика усиления власти московского князя при Иване Калите....

Экономическое развитие российского государства в конце XV-XVI вв.
Экономика России в конце XV-XVI веках. Развитие сельского хозяйства и усиление феодальной эксплуатации крестьян. Церковь как крупнейший землевладелец...

Объединение русских земель и образование Московского государства (ХIII-ХVI века)
Даниил как первый князь Москвы. Причины объединения земель вокруг Московского княжества. Причины победы Москвы над другими политическими центрами Руси...