Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Национальный вопрос в Испании в Новейшее время

Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию. Политика режима Ф. Франко. Выработка, утверждение автономного устава Басконии. Децентрализация государственного устройства Испании, политико-правовое положение иммигрантов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.Я. ЯКОВЛЕВА»

Кафедра всеобщей истории

Выпускная квалификационная работа

Тема: Национальный вопрос в Испании в Новейшее время

Чебоксары

2009

Оглавление

Введение

Глава 1. Межнациональные противоречия в Испании в 1918-1975 годах

1.1 Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию (1918-1939 гг.)

1.2 Национальная политика режима Ф. Франко

Глава 2. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века

2.1 Децентрализация государственного устройства Испании

2.2 Политико-правовое положение иммигрантов в Испании

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Многие российские ученые, насколько можно судить по появляющимся публикациям, продолжают придерживаться выработанного еще в рамках советского обществоведения взгляда на Испанию как на «многонациональное» - сейчас нередко употребляют термин «многоэтничное» - государство, в котором исторически сосуществуют издревле проживающие там основные коренные народы, иногда обозначаемые еще и как национальности, нации, этносы, этнические общности основного уровня. Эти народы/нации/этносы и т. д. суть испанцы, каталонцы, баски и галисийцы, со своими национальными языками, неповторимым в каждом случае этнокультурным обликом и, соответственно, отчетливым национальным самосознанием. Все они расселены достаточно компактно, - хотя имеются и районы чересполосного и смешанного обитания.

В ряду упомянутых выше четырех коренных народов каталонцы, галисийцы и баски традиционно трактуются у нас как «национальные меньшинства», тогда как самым многочисленным здесь «испанцам», или «собственно испанцам», отводится роль «господствующего» народа, во благо которого репрессивная государственная машина столетиями подавляла, эксплуатировала и ассимилировала всех остальных. Тема освободительной борьбы национальных меньшинств Испании против национального неравноправия, за признание своей самобытности и политическую национально-территориальную автономию неизменно присутствует в советской и российской испанистике. Вершиной успехов в этой борьбе долгое время считались события периода Второй республики (1931 - 1939) - ведь тогда каталонцы и баски сумели добиться для себя статуса территориальной автономии, а галисийцам получить аналогичный статус помешало только вторжение войск франкистских мятежников.

В следующий раз проблема автономии для национальных меньшинств всерьез напомнила о себе несколько десятилетий спустя, в 1960-е годы, на волне пробуждения общественно-политической активности различных слоев испанского общества, задавленных диктатурой. После 1975 года, когда началось стремительное преображение Испании по либерально-демократической модели, децентрализация государственного устройства и создание системы местного самоуправления стали одной из главных забот новой власти.

В послефранкистской Конституции 1978 года было зафиксировано право на автономию «национальностей и регионов». В настоящее время это государство представляет собой совокупность 17 автономных сообществ и двух автономных городов (Сеуты и Мелильи на североафриканском побережье).

Всякий, кто захочет сравнить границы вновь созданных автономных образований с территориями расселения упомянутых выше народов/наций/этносов, тут же обнаружит, что каждая из этих этнических территорий входит в состав сразу нескольких самоуправляющихся сообществ. Каталонцы, к примеру, проживают не только в Каталонии, но и в автономной Валенсии, на востоке автономного Арагона и на автономных Балеарских островах. Галисийцы, помимо Галисии, - в прилегающих районах автономных Астурии и Касти-льи-и-Леона. Баски - не только в Стране басков, но и в соседней автономной Наварре.

В данном случае заявила о себе - как это бессчетное количество раз происходило, происходит и, надо полагать, будет происходить в испанской истории - доминирующая роль областнического, «земляческого» фактора в самоопределении (самоидентификации) местных жителей, в их взаимоотношениях между собой, с государством и с внешним миром. Ведь термин «народы Испании» всегда означал в устах обитателей этой страны совсем не то, что привыкли - естественно, в соответствии с нашими представлениями, основанными на нашем собственном опыте - вкладывать в него мы. Если для нас, в силу укоренившейся за долгие десятилетия традиции, это выражение однозначно подразумевает этнокультурные сообщества («этносы»), «членство» в которых мыслится обязательным для каждого человека и при этом не зависит в принципе ни от места его проживания, ни от его воли, поскольку определяется, по сути дела, его генетическим происхождением, то есть наследуется от родителей (кроме известной ситуации выбора между «национальностями» отца и матери, если они не совпадают), и потому может быть зафиксировано в официальных документах и будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни - как некая «объективная» и неотъемлемая характеристика (собственно, ведь так и было в нашей собственной стране до самого недавнего времени), - то в самой Испании за термином «народы» в применении к жителям этой страны может стоять разное содержание, в зависимости от контекста. И чаще всего имеются в виду группы населения, объединенные длительным совместным проживанием в пределах какой-то территории, обусловившим совместный опыт, в том числе и политический, общие интересы, чувство местной солидарности, черты сходства в облике, культуре, языке и т.д. При этом «этнокультурные» характеристики в целом подчиняются именно «земляческим» - то есть укорененности на территории данной местности, вовлеченности в местную социально-политическую жизнь, готовности отстаивать местные интересы против чужаков и т. д. К примеру, можно принадлежать (и в собственном мнении, и в глазах окружающих) к «арагонскому народу», «быть арагонцем» независимо от того, какой из трех язьяков, бытующих в разных частях региона Арагон - кастильский, собственно арагонский («aragones») или каталанский - является родным.

Но территориальная организация почти повсеместно иерархична. В случае с Испанией это выглядит так: страна в целом, как известно, исторически подразделяется на регионы (исторические области); регионы, в свою очередь - на провинции (при этом некоторые регионы имеют в своем составе только одну провинцию); последние - на комарки; те, в свою очередь, - на муниципии и так вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов... И ситуация здесь такова, что вот это «горизонтальное», «пространственное» группирование населения Испании, его подразделение на общности, каждая из которых осознает свое внутреннее единство и свои культурно-исторические отличия от других общностей того же уровня, - в целом соответствует вышеупомянутому территориальному иерархическому подразделению, сообразуется с ним. То есть перед нами - иерархия, по сути дела, территориальных, «земляческих» общностей, если не на всех, то, по крайней мере, на нескольких уровнях которой принято говорить о «народе» (pueblo), соотносимом с другими «народами» - на том же уровне. Всякий житель страны, таким образом, входит одновременно в состав нескольких народов, в череде которых каждый следующий, более крупный, включает в себя предыдущий как свою составную часть.

Что же касается каталонцев, галисийцев, басков и испанцев в привычном для нас понимании - то есть как этнических общностей с высоким уровнем национального самосознания и внутренней сплоченности, объединенных в каждом случае уверенностью в общности своего происхождения и своей неповторимой национальной культурой и т. д., причем вне зависимости от региона проживания - то таких общностей в стране не просматривается, как не существует для них и общепризнанных этнических названий. Ведь нельзя же считать такими названиями термины «каталаноговорящие», «баскоязычные» или «галисийско-язычные». Общеизвестно, что многие из тех, кто считают себя - кстати, в полном согласии с мнением окружающих - каталонцами, басками и галисийцами, не владеют соответствующими языками, тогда как значительная часть, к примеру, «каталаноговорящих» никогда не согласится называться «каталонцами», поскольку отождествляет себя исключительно с собственными регионами (Валенсией, Балеарами, Арагоном или Мурсией).

Естественно, что при данном раскладе странно было бы, если бы какой-то из этих региональных, провинциальных, островных, комаркальных и других народов обозначался кем-то внутри страны, или же обозначал сам себя, как национальное меньшинство. Напротив, все полноправные граждане Испании, издавна проживающие на ее территории, исторически трактуются обществом (кстати, также в полном соответствии с официальными формулировками) как составляющие в совокупности единую испанскую нацию - хотя и чрезвычайно многообразную в историко-культурном и языковом аспектах. Уместно в данном контексте напомнить о таких известных фактах, как тот, что язык, который всем известен как «испанский», в самой стране обычно именуется «кастильским» - прежде всего именно потому, что все прочие издревле распространенные здесь языки имеют такое же, как и он, право называться «испанскими», - или же тот, что в прошлом существовало название страны во множественном числе: не «Испания», как нынче, а «Испании».

Другие файлы:

Национальный вопрос в Испании в период демократизации испанского общества (1978–1983 гг.)
Проблема национального вопроса в период демократизации испанского общества в советской историографии. Конституция 1978 года. Начало процесса автономиз...

Отели Испании
Характеристика туристической инфраструктуры Испании, которая прекрасно развита в наше время. Типы гостиниц: пансион, резиденция, апартаменты, сельский...

Промышленность Испании
Географическое расположение, форма правления, территория, население Испании. География предприятий черной металлургии и машиностроения Испании. Лесопр...

Национальный менталитет и характер народа Испании
Этнокультурная характеристика Испании. Особенности исторической трансформации испанской культуры: литература, архитектура и изобразительное искусство,...

Национальный вопрос в России в начале ХХ века. Политические партии о путях его решения
Национальный вопрос во внутренней политике. Проведение жесткой государственной политики. Возникновение радикальных, националистических и сепаратистски...