Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Концепция "Ренессанса" и "Гуманизма". Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Литературная и культурная программа гуманизма. Характерные черты Ренессанса, изобилие мощных индивидуальностей. Возрождение как светское культурное движение. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви. Папы периода Ренессанса (1447-1521 годы).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Концепция "Ренессанса" и "Гуманизма". Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви

Содержание

Вступление2

I. Гуманизм и Ренессанс2

1. Концепция "Ренессанса"3

2. Концепция "Гуманизма"4

II. Характерные черты Ренессанса4

III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви8

IV. Папы периода Ренессанса (1447-1521)10

Заключение15

Библиография16

Вступление

Какое влияние имел гуманизм и Ренессанс на Реформацию? Для того, чтобы дать надежный ответ на этот вечный вопрос, необходимо провести четкое различие между двумя этими терминами, то что я постарался сделать в первом пункте из плана. Эти два термина, а также то, что произошло в этот промежуток времени, помогут нам понять, почему именно сейчас, ни позже и ни раньше, возникла нужда в "Реформации". В данный момент цель работы состоит в том, чтобы показать, что случилось во время Ренессанса, что повлияло на общество того времени так сильно, что церковь была в ожидании Реформации. В основе некоторых работ о Реформации, лежит утверждение о том, что она была интеллектуально и культурно однородным явлением.

Литературная и культурная программа гуманизма может быть сведена к лозунгу "Ad fontes - Назад к первоначальным источникам". Средневековое запустение остается в стороне, чтобы возродить интеллектуальную и художественную славу классического периода. "Цензура" средневековых комментариев - как по юридическим текстам, так и по Библии - снимается, чтобы напрямую познакомиться с первоначальными текстами. Применительно к христианству этот лозунг означал непосредственное возвращение к основополагающим документам христианства - патриотическим писателям и, в первую очередь, к Библии.

I. Гуманизм и Ренессанс

Термин гуманизм широко используется в исследованиях Ренессанса и Реформации зачастую достаточно расплывчато. Что же имеется в виду под словом "гуманизм"? В недавнем прошлом преобладали два основных направления в понимании этого движения. Согласно первому, гуманизм рассматривался как движение, посвященное классическим наукам и филологии. Со-гласно второму, гуманизм был новой философией Возрождения. Обе интерпретации гуманизма имеют серьезные недостатки.

Слово "гуманист" имело в шестнадцатом веке совершенно другое значение, чем его значение в наши дни. Гуманисты четырнадцатого, пятнадцатого и шестнадцатого веков были чрезвычайно религиозны и озабочены не отменой, а реформированием Христианской Церкви.

1. Концепция "Ренессанса"

Чтобы избежать недоразумений в ходе дальнейшего изложения материала, подчеркнем, что многообразный Ренессанс является, прежде всего движением, взрывоопасным сдвигом. Его сущность во многом обнаружится лишь позднее. Однако задача аналитика в том, чтобы нащупать эту сущность уже в самих принципах Ренессанса.

«Ренессанс-- «национально»-итальянское движение, результат стремления к народному итальянскому государству, результат требований национального партикуляризма (Кола ди Риенцо 1354г.).

Ренессанс-- это обращение к римской античности». http://www.agnuz.info/Library/texts

«Хотя французский термин "Ренессанс" в настоящее время пов-семестно используется для обозначения литературного и художественного возрождения в XIV--XV вв. в Италии, писатели того периода были склонны называть это движение другими терминами: "восстановление", "возрождение", "пробуждение", "повторный расцвет". Предвкушая это явление, Паоло Гиовио в 1546 г. назвал четырнадцатый век "счастливым веком, в котором чувствовалось возрождение (renatae) латинского письма". Некоторые историки, среди которых выделяется Яков Буркхардт, утверждают, что Ренессанс дал жизнь новой эре. Именно в этот период, по словам Буркхардта, человеческие существа впервые стали осознавать себя индивидуальностями. Общинное сознание средневековья уступило дорогу индивидуальному сознанию Ренессанса. Флоренция стала новыми Афинами, интеллектуальной столицей смелого молодого мира, в которой река Арно разделяла старый и новый миры» Алистер Маграт, Богословская мысль Реформации, Одеса: Богомыслие, 1994, 57.

2. Концепция "Гуманизма"

«Важно понять, что термин "гуманизм" не использовался во время самого Ренессанса, хотя итальянское слово umanista встречается достаточно часто. Это слово означало университетского преподава-теля studia humanitatis -- "гуманитарных наук" или "свободных искусств", таких, как поэзия, грамматика и риторика. То, что слово "гуманизм" возникло так поздно, наводит на мысль, что авторы эпохи Ренессанса сами не признавали существования общего взгляда или мировоззрения, известного под этим именем. Как мы увидим, оказывается, невероятно сложно определить, какими же были эти общие верования, мнения и ценности». Там же 59. Термин “гуманизм” до сих пор широко используется в исследованиях Ренессанса и Реформации зачастую достаточно расплывчато.

«Гуманизмом - принято называть тот аспект ренессансного движения, который занимался преимущественно литературным образованием, языком, воспитанием, научными студиями. Плодами гуманистической интеллектуальной жизни были многочисленные издания, прежде всего древних авторов, а также эпистолярное наследие и эссеистика» Elton G.R., Renaissance and Reformation 1300-1648, New York: Cambridge, 1964, 45..

Гуманисты, высоко ценившие искусство духовного контакта и переписки, любили демонстрировать свое близкое знакомство с античностью, в изобилии приводя цитаты, заимствованные из личной библиотеки. Этим ученым редко удавались собственные крупные произведения.

II. Характерные черты Ренессанса

Начиная с XII и XIIIвв. требование религиозного обновления (Бернард, Иоахим Флорский, Франциск: реформа Церкви ради апостольской жизни, жизни в простоте) совпало в Италии с необычайно быстрым и глубоким всеобщим расцветом, всесторонней перегруппировкой сил и изменением политической, экономической и духовной жизни, особенно в городах. Интенсивная культурная жизнь со времени падения Гогенштауфенов и еще более с переезда пап в Авиньон погрузилась в водоворот политической борьбы всех против всех, которая привела к дальнейшему непредвиденному нестроению и напряжению.

Таким образом, произошел ряд глубоких возмущений в религиозной, церковной и политической жизни; человек открыл в себе множество новых сил. С другой стороны, мир стал свидетелем ужасной борьбы высших церковных иерархов. За губительным крушением императорской власти в конце того же XIIIв. при Бонифации VIII рухнуло средневековое папство; теперь источником страданий стали угнетающие и мятежные нестроения курии (даже двух курий схизмы) и полная политическая смута по всей Италии: народ пережил подъем и опасался падения. Снова дали о себе знать древние ожидания тысячелетнего последнего царства и Мессии-императора.

События развивались, однако, таким образом, что вскоре культурные тенденции вышли на первый план, оттеснив на второй план религиозные. И Ренессанс лишь косвенно стал религиозно-церковным явлением.

«Главной целью движения стало поощрение культуры, посюсторонних интересов, мирских забот. Ренессанс-- продукт секулярного мира, а именно, набирающего силу третьего сословия, бюргерства, города» Thomas M. Lindsay, A History of the Reformation, Edinburgh: Clark, 1963, 158..

Это, конечно, отнюдь не означает, что Возрождение как светское культурное движение по сути своей было не церковным или даже неверующим. Для большинства представителей Ренессанса связь с Церковью в течение долгого времени разумелась сама собой. Для большинства основоположников Ренессанса Церковь имела даже существенное значение. Но речь идет о внутренней ориентации, о цели. А эта цель не должна ограничиваться интересом к древним манускриптам, Библии или Отцам Церкви, хотя это порой и кажется очень важным. «Внутренняя энтелехия многогранного развития полностью зиждется сама на себе, покоится сама в себе, ее сущность, несмотря ни на что, ведет к ослаблению христианства-- и самой Церкви» Там же, 163.

7 http://www.arctogaia.com/public/texts..

Будет не противоречием, но необходимым дополнением подчеркнуть, что там, где контакт с церковной жизнью и христианской верой был достаточно глубоким и искренним, движение проявляло себя как христианское и укрепляющее Церковь.

«Ренессанс в собственном (уже завершенном) смысле развивается в Италии в XVв. (кватроченто, ранний Ренессанс) и в XVIв. (чинквеченто, высокий Ренессанс). Первого своего пика он достигает во Флоренции эпохи Медичи, полного расцвета и блеска-- в Риме эпохи Юлия II и Льва X Борджа. Ренессансное движение, как и породившее его время, полно борений, напряженных отношений и коллизий-- вплоть до внутреннего противоречия: типичный признак переходного времени, чрезвычайно богато одаренного творческими, а значит, и взрывными силами, которые искушают свою эпоху. Наряду с несравненной, многосторонней гениальностью и вместе с нею замечается неукротимую склонность к преступлению. Почитаемая более всего в это время «virtu;» опиралась как на добродетель, так и на порок. Практика аморальной и в неморальной безудержности находила отражение в характерных для этой эпохи ученых трактатах: они толковали о наслаждении как о высшем благе, они толковали о...

Другие файлы:

Ренессанс и гуманизм. Савонарола
Описание и определение понятий гуманизма и ренессанса. Направленность гуманизма на познание человека и его гармоничное развитие. Изучение древнего мир...

Философия эпохи гуманизма и Возрождения
Определение значения терминов "гуманизм" и "возрождение". Историческая почва возникновения Ренессанса, основные лидеры эпохи: Салютати, Бруни, Браччол...

Ренессанс - рассвет или закат Европы
Изучение основных исследователей эпохи Возрождения. Сравнение их методов. Ренессанс - революционный переворот в истории, его влияние на все сферы куль...

Ренесcанс
Ренессанс (фр. «возрождение»;от ит.: Rinascimento) – направление в искусстве, существовавшее в 14-17 вв., взявшее свое начало в Италии в Средние века...

Философия в культуре Ренессанса
Возрождение (Ренессанс) - исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Причины, специфика, основные пери...