Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

К вопросу о возникновении аула Пшизов

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Знакомство с основными версиями основания черкесского селения Адыгеи - аула Пшизов, их исторические источники. Изучение первых письменных упоминаний о населенном пункте. Вопросы окончательного переселения аула и первые десятилетия его существования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное образовательное учреждение

Высшего проффесионального образования

"Адыгейский государственный университет"

Кафедра отечественной истории

Реферат

К вопросу о возникновении аула Пшизов

Выполнил студент II курса

заочного отделения,

исторического факультета

А.Е.Данильченко.

Майкоп

2014

Оглавление

Введение

1. Существующие версии основания аула Пшизов

2. Исторические источники об основании аула

3. Окончательное переселение аула и первые десятилетия его существования

Заключение

Список источников и литературы

Приложение

Введение

Аул Пшизов (ад. Пщыжъхьабл) расположен на севере Шовгеновского района Республики Адыгея и входит в состав МО "Хатажукайское сельское поселение". Численность населения - 912 человек.

Принято считать, что основную часть населения аула составляют потомки адыгского субэтноса - темиргоевцев (ад. кIэмгуй). Это подтверждается анализом фамилий родов, проживающих в ауле. Вместе с тем, нужно отметить, что в Пшизове проживают и потомки представителей других адыгских субэтносов (абадзехов, мамхегов, бжедугов, убыхов), а также татар, перешедших в разговорной речи на темиргоевский (чемгуйский) диалект. Однако, известный адыгский лингвист и историк Н.Т.Гишев, упоминает в своих работах о принадлежности предков нынешних жителей аула Пшизов к другому, хотя и родственному темиргоевцам (чемгуям), адыгскому (черкесскому) субэтносу - хатукайцам.

По наиболее распространенной версии, аул Пшизов (Пщыжъхьабл) получил название по фамилии княжеского (затем - дворянского) рода Пшизовых (Пщыжъэхэр), где "пщыжъ" означает дословно "старый князь", "хьабл" - селение, околоток. Однако, Н.Т. Гишев приводит и другую версию происхождения названия аула. Он, в частности считает, что название аула восходит к слову "бжьэпщы" - пчелиная матка.

До настоящего времени по истории аула Пшизова не издано ни одной обобщающей работы, за исключением отдельных публикаций в печати или краеведческих сборниках. Настоящая работа посвящена рассмотрению имеющихся версий возникновения аула Пшизов, новых данных об этом периоде его истории, вопросов переселения аула на нынешнее место. Актуальность рассматриваемых вопросов, заключается в необходимости исследования имеющихся данных по раннему периоду истории аула, как опорной для дальнейшей краеведческой работы.

1. Существующие версии основания аула Пшизов

На сегодняшний день, более или менее полно, история возникновения аула Пшизов освещена в сборнике "Из истории населенных пунктов Республики Адыгея", выпущенном в Майкопе в 2004 году. Отдельные сведения приводятся в книге "Сквозь века прошедший мой аул". В первой работе, авторы указывают датой образования аула Пшизов на нынешнем месте 1870 год, во втором труде (без ссылок на источники) - 1860 г. Вместе с тем, впервые дата основания аула Пшизов, впервые была указана в "Списке населенных пунктов Адыгейской (Черкесской) автономной области по состоянию на 1 января 1927 года". В этом сборнике, как дата основания аула Пшизов, указывается 1871 год. Эта же дата фигурирует в сборнике "Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793--1985 гг.)". Примечательно, что в предисловии к "Спискам…" 1927 года, отмечается, что "данные…о времени образования населенного пункта были почерпнуты из опроса населения, при проведении поселенного описания".

Наиболее распространенная версия возникновения аула Пшизов связана с княжеским (впоследствии - дворянским) родом Пшизовых (Пщыжъэхэр), по фамилии которых собственно и получил наименование аул. Так, по сведениям старожилов аула, по этой версии "в начале 18 века два князя-брата из хатукаевских, поссорились между собой, и дело дошло до драки. Подумав, решили поделить имущество и разойтись. Так и поступили. Старший из них направился в сторону нынешнего Хатажукая, и занял место между Пшичо-лесом и устьем р.Фарс. Однако на этом месте долго не задержался, пошел дальше вглубь к Лабе. Река оказалась коварной, ее весенние паводки затапливали место, где находился аул. На этом месте впоследствии вырос Большой лес (Мэзышхъу)". Далее, пшизовцы переселяются в район нынешнего аульского кладбища, где и располагался аул, по версии старожилов, до весны 1870 г. Но, из-за разливов Лабы, пшизовцы в 1871 году были вынуждены переселиться еще раз - уже на нынешнее место. Версию о четырех переселениях аула Пшизов в низовьях реки Фарс приводит и М.Б.Беджанов. Однако у него несколько иная локализация мест поселения аула. По его данным, первоначально пшизовцы поселились урочище Штырл, а сам аул тянулся от Длинного леса (МэзкIыхь) вдоль Лабы, затем аул переселился ближе к устью реки Фарс. Вскоре из-за разливов рек и земельных споров с соседним а. Хатажукай, пшизовцы вновь поселяются на берегу реки Лабы. Прожив там 7 лет, аул переселяется на современное место. Место первого поселения аула находилось напротив молочно-товарной фермы на восточной окраине современной станицы Тенгинской. Впоследствии здесь располагался кирпичный завод пшизовского колхоза "Смена". Второе место поселения, по мнению старожилов аула, находилось ниже аула Пшичо, на берегу реки Фарс. Третье место поселения аула находилось между Лабой и ее старым руслом. После Великой Отечественной войны, здесь также был построен кирпичный завод. Затем, через 19 лет аульчане переселились на нынешнее место, что согласно воспоминаниям старожила аула Забита Бзегежева (1854-1969) в 1854 году. Однако эта дата вызывает большие сомнения, и как показывает дальнейшее исследование истории аула, по сохранившимся источникам периода Кавказской войны, скорее всего, неточна.

2. Исторические источники об основании аула Пшизов

По нашему мнению, история аула Пшизов, как и многих других черкесских селений Адыгеи, гораздо сложнее и древнее. Впервые название аула в форме Пшузахай, в котором несложно увидеть адыгскую форму "Пщыжъэкъуай" под 1823 годом упоминает в своей книге "Новейшия географические и историческия известия о Кавказе" Семен Броневский. Он в частности, при описании земель хатукайцев пишет: "Убин, ручей, впадающий в Кара-Кубань с левой стороны при Падизе. На нем деревня Пшузахай. В том месте, где соединяются речки Убин и Ерлы, во время похода генерала Текеллия в 1788, подполковник Нелидов одержал знатную победу над черкесами и турками". В данном случае Кара-Кубань - это современная река Афипс. Падиз - это известный и по другим источникам аул хатукаевских первостепенных дворян Педисовых. Таким образом, гипотеза о изначально хатукаевском происхождении рода Пшизовых находит подтверждение у С.Броневского. Исходя из этих сведений, аул Пшузахай, располагался в 20-начале 30-х гг. XIX века где-то на реке Убин (Северский район Краснодарского края), недалеко от ее слияния с Афипсом. Несомненно, что основан аул был задолго до этой даты, которую установить сегодня не представляется возможным. В этот же период хатукайцы переселяются на восток, в междуречье Белой и Пшиша. Этот факт упоминает Султан Хан-Гирей в своих "Записках о Черкесии", изданных в 1837 году. Он пишет: "Переселение ххатиккоайцев с окрестностей реки Афипса на места, теперь ими занимаемые и лежащие в окрестностях р. Шххаккоаши, последовало после того времени, как г. Броневский собирал свои сведения о Кавказе..". В списке хатукаевских аулов аул Пшизовых Хан-Гирей не упоминает. Почему он это не сделал, становится ясно из "Статистического описания предгорной полосы между реками Кубанью, Лабой, Фарсом и Псефиром", составленного топографом штабс-капитаном Петуховым в 1841 г.). В таблице аулов он отмечает аул "Узденя Зинкета или Джинкета Пешихова, владелец он же. В ауле: 16 сакель, мечети нет, количество душ: муж. - 48, жен. - 35. Покорены в 1828 году, в том же году и присягнули". Где располагался аул Джанчата Пшизова в это время, мы можем уточнить из "Ведомости о числе закубанских мирных аулов" от июля 1842 г. В ней сообщается, что напротив Прочноокопского фортшдадта располагался аул "темиргоевского узденя" Дженгета Пшизова. В нем проживало 48 мужчин и 35 женщин, что коррелируется с данными 1841 года. То есть, мы можем сделать вывод, что к 1828 году аул Пшузахай, он же аул Джанчата Пшизова переселился с реки Убин на левый берег реки Кубани. Это подтверждают и сведения о хатукайцах в "Кратком обозрении некоторых закубанских племен", составленном князем Палавандовым в 1831 году. В обозрении сообщается, что хатукайцы "живут…теперь на Кубани в 12 верстах от Прочно-Окопской крепости, часть же на Лабе, в некотором расстоянии от Темиргойской деревни Базукай, а некоторые в смежности с Абадзехами, у подножия Черных гор…". А вот "Статистические описания аулов Зеленчукской линии (1849 г.)" дают нам сведения сразу о трех аулах под названием Пшиз-габель (Пщыжъхьабл), правда без указания места расположения. Надо предполагать, что в этом описании речь идет не о Зеленчукской кордонной линии, созданной в 1859 гг. на левых притоках верхнего течения реки Кубань, а о цепи казачьих постов по другой реке Зеленчук, впадающей в Кубань между Усть-Лабинском и станицей Ладожской, и называвшейся адыгами Терс. В "Статистических описаниях…" упомянуты: аул узденя первой степени Хаджи Пшизова. "Число дворов - 35, число душ муж. пола - 157, жен.- 140. Приблизительное число лошадей - 470, овец - 2050, рогатого скота - 600. Выгоды, получаемые от скотоводства значительные, но исчислить их невозможно. Кол-во земли под населением - 17 д...

Другие файлы:

Революции 1848-1849 гг. Том II
Особое место в данном труде отведено вопросу о возникновении марксизма ‒ величайшей активной силы, боровшейся за «...ликвидацию старого, отживаю...

Империя Кремля
В центре внимания данной работы лежит сравнительный анализ большевистской теории по национальному вопросу и большевистской государственно-партийной пр...

К характеристике социально-экономических отношений в казахском ауле (1921-1928 гг.)
Автором рассмотрены спорные вопросы истории социально-экономического развития казахского аула в период, предшествовавший переходу к массовой коллектив...

Роль китайского фактора в возникновении корейской войны и его влияние на советско-американские отношения 1949-1950 гг.
Цель "китайского лобби". Роль Ачесона в возникновении конфликта. Помощь Пекина вьетнамским коммунистам. Тайвань и Индокитай как основные зоны противос...

История развития русских шашек
В брошюре известного мастера шашечной композиции А. Куличихина дан краткий исторический очерк о возникновении и развитии различных шашечных игр с древ...