Древнерусская литература XIV века
ПланВведение 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века1.2 Вторая четверть XIV века1.3 Третья четверть XIV века1.4 Последняя четверть XIV века2 Переводные произведенияСписок литературыВведение1. Оригинальные произведения 1.1. Первая четверть XIV века1304 – Завершение источника Лаврентьевской летописи (предположительно Тверского свода) [1].1305-1306 (датировка В. А. Кучкина; по Б. М. Клоссу – 1320-30-е годы) – написано «Житие Софии Ярославны Тверской).1307 – Запись псковского книгописца Домида на Апостоле-апракос с аллюзией на «Слово о полку Игореве».1308-1326 – Митрополит Пётр. Автор шести поучений.Конец XIII-начало XIV века – составление священником Андреем новой редакции «Жития Михаила Черниговского и боярина Феодора».Начало XIV века – по гипотезе А. А. Шахматова, создание общерусского летописного свода. В настоящее время эта гипотеза отвергается.Начало XIV века – составление первоначальной редакции «Жития Феодора Ярославского».Незадолго до церковного собора 1311 года – Послание монаха Акиндина князю Михаилу Ярославичу Тверскому против митрополита Петра.1313 – Дьяк Козьма Пскович переписывает Паремийник и делает несколько оригинальных приписок на полях.Зима 1319/20 годов – первоначальная редакция «Жития Михаила Ярославича Тверского», составленная предположительно Александром, игуменом Отроча монастыря.1319 (по А. Н. Насонову) – Составлен Тверской летописный свод.1321-1323 – По ныне отвергаемой гипотезе Д. Ф. Кобяко, Василий Калика составляет «Сказание о святых местах в Константинополе» [2].1.2. Вторая четверть XIV века1327 (по А. Н. Насонову) — Составлен Тверской летописный свод.1327, лето — Епископ Ростовский Прохор произносит Похвальное слово митрополиту Петру. Составление «Жития митрополита Петра» (его автором считается либо Прохор, либо некий московский клирик).1328—1353 — Митрополит русский Феогност. Автор «Поучения к духовным чадам» и ряда грамот.1330 — Завершение основного текста единственного Синодального списка Новгородской первой летописи старшего извода.25 февраля 1340 года — приписка к Сийскому Евангелию, упоминающая «безбожные ереси».1340 (по М. Д. Приселкову) — Первый московский летописный свод.1347 — Послание архиепископа Новгородского Василия Калики епископу Тверскому Феодору о рае.1348—1349 — Путешествие в Константинополь Стефана Новгородца. По его итогам автором было написано «Хождение Стефана Новгородца».Вторая четверть XIV века — составление первоначальной редакции «Повести о Довмонте» [3].1340-е годы — летописные записи на пасхальных таблицах в сохранившемся богослужебном сборнике.1340-50-е годы — написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами).Середина XIV века (по Л. В. Черепнину) — возникновение первой редакции «Повести о Шевкале».1.3. Третья четверть XIV века1352 – Завершение приписок к Синодальному списку Новгородской первой летописи старшего извода.1354-1378 – Митрополит русский Алексий. Автор двух поучений (одно из них – к нижегородским христианам), послания (или грамоты на Червленый Яр), духовной грамоты.1354 – Митрополит Алексий пишет поучение «от апостольских деяний к христолюбивым христианам».1372 – Создание Стефаном пермской азбуки.1375 – Согласно А. Н. Насонову, составлен Тверской летописный свод.Около 1375 – Суздалец Дорофей по благословению епископа Дионисия создает компиляцию «О Богумиле попе», вошедшую в состав «Кормчей книги».1370-е годы – Архимандрит смоленского Богородичного монастыря Агрефений совершает паломничество в Иерусалим и составляет его описание: «Хождение архимандрита Агрефения». На основании данного описания составлен и другой текст: «Сказание о пути к Иерусалиму» инока Епифания.1370-е годы – Епископ Сарайский Матфей составляет «Поучение к детям моим».1.4. Последняя четверть XIV века1377, с 14 января по 20 марта – Монах Лаврентий и второй (неизвестный по имени) писец переписывают сохранившийся список Лаврентьевской летописи. Согласно В. Л. Комаровичу и Г. М. Прохорову, Лаврентий редактировал ряд текстов [4].1378, 3 июня, 23 июня и 18 октября – Три послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому (в ответ на их письма).1379 – Митяй-Михаил составил выписки из сочинений отцов церкви («Пчелы правоверия») в обоснование своей позиции.Между 1379 и 1382 – написание первой редакции «Жития митрополита Алексея».1380 – Монах Епифаний в Троицком монастыре переписывает Стихирарь и делает ряд приписок.Вскоре после 1380 (по М. Н. Тихомирову, в 1384) – написание «Задонщины» [5].1381 – Написание Киприаном новой редакции «Жития митрополита Петра» и Службы митрополиту Петру. Возможно, тогда же он пишет «Иное послание о повинных».1381-1382 – Дьякон Вунько по благословению игумена Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия (Андрея) делает список «Пандектов» Никона Черногорца.1381-1382 – Послание митрополита Киприана («Ответы») игумену Афанасию в ответ на его письмо.1382 – Согласно Г. М. Прохорову, Киприан редактирует «Повесть о Митяе», написанную Епифанием Премудрым.1383, 1 января – Умер старец Нижегородского Печерского монастыря Павел Высокий. Филарет (Гумилевский) предположительно приписал ему ряд поучений и слов.