Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Детская литература

Тип: лабораторная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Практическое занятие № 65. Объясните, почему сказки А.С. Пушкина называют психологическими:а) Сопоставьте положительных героинь «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне» с народно-сказочными героинями.«Сказка о царе Салтане...» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близки по поэтике, объединяет их и общая тема Дома, всепобеждающей любви. Не случайно самая светлая, теплая сказка — «Сказка о царе Салтане» — написана поэтом в год его женитьбы.Царевна Лебедь — образ идеальной женщины. Создавая его, Пушкин прибегает к песенным мотивам:Месяц под косой блестит.А во лбу звезда горит;А сама-то величава.Выступает, будто пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит.Главная героиня «Сказки о мертвой царевне» из того же ряда возвышенно-прекрасных женских образов:...царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.Беспристрастное зеркальце утверждает: «Царевна всех милее, всех румяней и белее». Автор подчеркивает не только красоту, но и нравственное совершенство: кроткий нрав, доверчивость, сострадательность (отношение к нищей чернице). Сказочная царевна воплощает народный идеал. Оказавшись в незнакомом тереме,Дом царевна обошла,Все порядком убрала,Засветила Богу свечку,Затопила жарко печку...Она рассудительна, предана королевичу Елисею. Тактичен ее отказ гостеприимным братьям: «всех я вас люблю сердечно; но другому я навечно отдана». Параллели с другими дорогими сердцу Пушкина образами возникают постоянно. Они еще более подчеркивают обаяние героини сказки. И не только обаяние. Постепенно сказки Пушкина предстают в качестве своего рода азбуки национального характера.б) Сравните князя Гвидона и королевича ЕлисеяЗамечательны и мужские образы — Гвидона, королевича Елисея. Царевич Гвидон, мудрый правитель острова Буяна, тоскует по отцу, стремится к нему и добивается торжества справедливости. Королевич Елисей в поисках пропавшей невесты «по свету скачет», отчаявшись, «горько плачет». На помощь герою приходят могучие силы природы: солнце, месяц, «ветер буйный». Поэтично его обращение к ветру:Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме Бога одного.Аль откажешь мне в ответе?В сказках Пушкина при кажущейся простоте и понятности проступают мотивы и образы древнейшей мифологии, В этих двух волшебных сказках особенно активны природные стихии, небесные тела, присутствуют мотивы смерти и воскрешения. Королевичу Елисею удается силой любви преодолеть злые чары и пробудить царевну. Чудесным образом спасены от верной гибели царица-мать с младенцем, брошенные «в бездну вод».Ты, волна моя, волна!Ты гульлива и вольна;Плещешь ты куда захочешь,Ты морские камни точишь,Топишь берег ты земли,Подымаешь корабли —Не губи ты нашу душу:Выплесни ты нас на сушу! —просит, заклинает дитя в засмоленной бочке. «И послушалась волна...». Доброму человеку содействуют силы, земные и небесные.Пушкинские сказки устремлены к добру. Злодейство, коварство преодолевается. Счастливо воссоединяется семья в «Сказке о царе Салтане...», и «с невестою своей обвенчался Елисей» в «Сказке о мертвой царевне...». Носители зла в сказках не только персонифицированы (ткачиха с поварихой, сватья баба Бабариха, царица-мачеха), но и психологизированы. Ими движет зависть, злоба. Но автор гуманен. В итоге эти персонажи разоблачены, но прямо никем не наказаны. Царь «для радости такой» (идет веселый пир по поводу встречи) отпустил всех трех повинившихся родственниц домой. А «злая мачеха» сама скончалась от тоски, не в силах смириться с очевидным.Сказочный сюжет развивается динамично. Подслушав разговор трех девиц, «царь недолго собирался, в тот же вечер обвенчался». А вот только что дитя-царевич покидает бочку и уже становится «могучим избавителем» прекрасной Лебеди. Наутро открыл царевич очи — его венчают княжеской шапкой, нарекают князем Гвидоном.Повествование, как и в сказке народной, Пушкин то ускоряет, то замедляет, широко вводя повторы общих мест в описании приезда гостей, чудес, сначала «в свете», а потом на острове Буяне. Эти строки отличаются особой поэтичностью. Благодаря им навсегда остаются в памяти великолепные картины: град на острове Буяне, белка-затейница в хрустальном доме, явление богатырей.Море вздуется бурливо,Закипит, подымет вой.Хлынет на берег пустой.Разольется в шумном беге,И очутятся на бреге,В чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны молодые,Все равны, как на подбор,С ними дядька Черномор.Пушкин широко использует здесь приемы не только сказочной, но и былинной, песенной поэтики. Выразительны в тексте и другие стилистические приемы: тавтология (грусть-тоска, чудо чудное), постоянные эпитеты (сине море, лебедь белая).К фольклорной поэзии восходит прием параллелизма:Ветер весело шумит,Судно весело бежит.На двойном параллелизме построено четверостишие:В синем небе звезды блещут.В синем море волны плещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет.Это и пейзаж, и символ, и «живое пространство, где идет сразу несколько жизней — от трех вольных стихий до невидимого прозябания узников».Характерная особенность пушкинских сказок...
Другие файлы:

Детская литература
В учебнике рассматривается художественная литература, специально предназначенная для детей или вошедшая в детское чтение. Важнейший материал представл...

Советская детская литература в современной критике
Детская литература как предмет интереса научной критики. Анализ личности современного критика. Характеристика стратегий осмысления советской детской л...

Современная детская поэзия
Биографии современных поэтов. Творчество для детей. Литература для детей. Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произв...

Детская литература
Учебник раскрывает понятие "детская литература" на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк...

Я и мама
Книга из серии детская литература....