Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Употребление терминологических лексических единиц в процессе связей с общественностью

Тип: курсовая работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Соотношение общеупотребительной лексики и терминологии как языка для специальных целей. Терминоведение как специализированная отрасль языкознания. Лексические характеристики текстов, выполняющих PR-функции. Анализ употребления PR-терминологии в СМИ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

25

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы терминологии как специализированного словаря

1.1 Соотношение общеупотребительной лексики и терминологии как языка для специальных целей

1.2 Терминоведение как специализированная отрасль языкознания

Глава II. Практика употребления терминологических лексических единиц в процессе связей с общественностью

2.1 Лексические характеристики текстов, выполняющих PR-функции

2.2 Анализ употребления PR-терминологии в СМИ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема социально-профессиональной дифференциации русского языка приобрела особую актуальность во второй половине ХХ века. В русской лингвистике активизировался научный интерес к изучению профессиональных языков, или «языков для специальных целей» (ЯСЦ), состоящих из официальной и неофициальной лексики. Лексика предметной области PR прочно вошла в нашу жизнь. Она неразрывно связана с рекламой, менеджментом и маркетингом, бизнесом и политикой, постоянно звучит в СМИ и обыденной речи.

Поскольку на современном этапе основная масса словарей, описывающих лексику предметной области «Связи с общественностью», представлена электронными источниками (материалы Интернета), логичным было взять за основу исследования лексики PR один из таких словарей. Словарь PR-терминов Антона Пархоменко, опубликованный в сети Интернет в мае 2006 г. оказался одним из наиболее полных (с точки зрения количества представленных в нем лексем) источников, поэтому был использован в качестве базы для анализа терминологической лексики PR.

Нагляднее всего проследить становление и развитие лексики предметной области «Связи с общественностью» можно на материале прессы, а также анкетирования населения, так как уровень фиксации лексем и словосочетаний новой предметной области демонстрирует «включенность» специальных слов в обыденную речь. Лексические ассоциации являются индикатором сформированности комплексных смыслов слова. Можно предположить, что наличие / отсутствие ассоциаций, а также их характер свидетельствуют о степени включенности данных слов в общеупотребительную лексику.

Исследования лексики PR начали проводиться сравнительно недавно, и сегодня они помогают проследить ее развитие и оценить современную степень освоенности, позволяют осуществить ее систематизацию, что, в свою очередь, влечет за собой более адекватное ее использование. Именно указанные обстоятельства определяют актуальность предпринятого исследования.

Объектом исследования являются термины предметной области «Связи с общественностью». Предметом исследования являются способы соотношения терминологии с общеупотребительной лексикой в современной речи в связях с общественностью.

Целью работы является комплексное исследование терминологической лексики, определение статуса и места ее в системе национального русского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить соотношение общеупотребительной лексики и языков для специальных целей (терминологии);

2. Охарактеризовать особенности изучения терминов в рамках специального раздела - «терминоведение»;

3. На примерах терминов PR-лексики определить лексические особенности PR-текстов;

4. На этих же примерах дать анализ употребления PR-терминов в профессиональной деятельности в СМИ.

Глава I. Теоретические основы терминологии как специализированного словаря

1.1 Соотношение общеупотребительной лексики и терминологии как языка для специальных целей

С позиций общей лингвистики русский язык - это совокупность общеупотребительного языка (ОУЯ) и множества языков для специальных целей (ЯСЦ).

ЯСЦ предназначены для обслуживания конкретных предметных областей деятельности отдельных групп общества, в процессе производственной или другой профессиональной деятельности. Число ЯСЦ бессчетно, (не бесконечно, а именно бессчетно).

ОУЯ имеет дело со всеми словами русского языка, а в ЯСЦ кроме общеупотребительных слов русского языка используются еще и термины (и/или системы терминов).

Лексический знак «термин» существует, как в ОУЯ имея семантический смысл «слово», так и в ЯСЦ имея семантический смысл «термин».

Существуют оценки соотношения количества слов ОУЯ и числа терминов во всей совокупности ЯСЦ, и они выглядят так.

Термины составляют 75 - 80% от всех слов, используемых в языке.

Количество новых стремительно возрастает, скорость роста определяется темпами прогресса общества в конкретных предметных областях деятельности отдельных групп общества Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура М.:2006.

Лексический знак «термин» как слово ОУЯ - многозначен.

В этом случае, слово «термин» можно понимать как (и/или):

- не какие-то особые слова, а слова в особой функции, и что термином может быть любое слово, сколь бы тривиально оно ни было;

- это особые слова в структуре любого развитого национального языка, требующие упорядочения и целенаправленного воздействия (воздействия со стороны специалистов в плане унификации);

- слова с особым значением, смысл которых, (а очень часто и смысл систем терминов) приходится оговаривать (обосновывать, трактовать, определять) в каждом конкретном ЯСЦ, и т. д.

Термины возникают и функционируют не в языке в целом, а внутри отдельных подъязыков, т.е. тематически ограниченных наборов специальных и общеязыковых средств, необходимых для общения в определенной сфере (предметной области) человеческой деятельности.

Лексический знак «термин» как термин в ЯСЦ определяется особо и тогда -

- термины (согласно прескриптивному, т.е. одному из подходов, существующих в терминоведении) - это особые слова и словосочетания (а также аббревиатуры, символы, сочетания слов и букв-символов, сочетания слов и цифр-символов) или слова и словосочетания с особым, терминологическим значением. Все свойства, присущие единицам общей литературной лексики (многозначность, синонимия, стилистическая маркированность и т.д.), у терминов или отсутствуют, или принципиально иные Дубичинский В.В. Лексикография русского языка: учебное пособие. - М., 2009. .

Термины, терминология, и тем более терминосистема - продукты длительного развития специальной лексики, в процессе которого про исходит ее совершенствование, упорядочивание.

Так сложилось, проблемы терминологии выделены в ряд отдельных разделов общей науки о языке (лингвистики) - это такие разделы - как терминоведение, терминотворчество и даже терминоупотребление (терминоприменение).

Предметом указанных разделов науки являются термины и терминосистемы.

Наиболее развитым (и сформировавшимся) разделом лингвистики (из названных), является терминоведение, появившееся в 30 - х годах прошлого века. Терминоведение, как и лингвистика, включает в себя два раздела - теоретический и практический Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура М.:2006.

Исследование конкретных терминосистем связано с определенными трудностями, обусловленными нерешенностью многих общих проблем терминоведения - науки, изучающей семантическую природу, грамматическую организацию и законы функционирования терминов и терминосистем различных сфер профессиональной деятельности человека.

В терминоведении сложилось три основных подхода к пониманию сущности термина, что сказывается и на характеристиках самой науки о терминах:

- первая точка зрения (концепция) - рассматривающая термины не как особые слова, а как слова в особой функции, и что термином может быть любое слово, сколь бы тривиально оно ни было. Эта концепция, ее называют инженерной, исходит из примата отраслевых потребностей конкретной предметной области;

- вторая точка зрения - лингвистическая (в отличии от выше названной инженерной) и её как собственно лингвистическую развивали крупнейшие языковеды (того времени) (этому вопросу посвящены труды Г. О. Винокура, кроме того, фундаментальный вклад в теорию терминоведения внёс А. А. Реформатский своими работами и, в частности, «Что такое термин и терминология» (М., 1959);

- наличествует некий третий подход к оценке термина и подавляющее число терминоведов согласились с выводом о комплексном характере самой науки о терминах Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология: Терминологическая деятельность. М.:2008.

Отечественное теоретическое терминоведение занимается анализом содержательной, формальной и функциональной структуры, как отдельных терминов, так и их совокупностей. В рамках данной научной дисциплины сформировалось следующие разделы: сопоставительное и историческое терминоведение, терминоведческая теория текста и история терминоведения.

Практическое терминоведение представлено лексикографической терминологической деятельностью, унификацией терминов и терминосистем (упорядочением, стандартизацией и гармонизацией терм...

Другие файлы:

Теория и практика связей с общественностью
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы курса «Теория и практика связей с о...

Связи с общественностью
Учебник впервые в отечественной литературе в систематизированном виде знакомит читателя с теорией и технологиями связей с общественностью. Автор в соо...

Связи с общественностью: Теория и технологии
Учебник впервые в отечественной литературе в систематизированном виде знакомит читателя с теорией и технологиями связей с общественностью. Автор в соо...

Система управления связями с общественностью
Сущность, цели и принципы установления и поддержания связей с общественностью, определение термина "public relations". Функции общественного мнения, з...

Связи с общественностью в коммерческих структурах (на примере автосалона "ТТС-Kia")
Цели, задачи, функции связей с общественностью в коммерческой организации. Основные направления PR-деятельности. PR-проект по продвижению автосалона "...