Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Речевая агрессия

Тип: реферат
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Проблема речевой агрессии в современной русистике. Речевая агрессия как стратегия дискредитации. Проблема вербальной агрессии в СМИ. Речевая стратегия как комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, привлечения внимания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Проблема речевой агрессии в современной русистике (теоретический обзор)

Русский язык характеризуется сегодня, - как отмечают многие исследователи, - снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в СМИ. Всё это - результат усиления агрессивности общественного сознания.

Общество пренебрегает тем фактом, что вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая: она деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, снижает возможности взаимопонимания коммуникантов. В связи с этим каждому человеку, на наш взгляд, сегодня необходимо иметь представление о том, что такое речевая агрессия, чтобы уметь с ней бороться.

Определение речевой агрессии

Существует несколько определений термина «речевая (вербальная, словесная) агрессия».

В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией М.Н. Кожиной речевая агрессия определяется как «использование языковых средств для выражения неприязненности, враждебности; манера речи, оскорбляющая чьё- либо самолюбие, достоинство».

Е.Н. Басовская в статье «Творцы чёрно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ» пишет о двузначном толковании данного термина. Так, при его узком понимании в качестве агрессивного, - считает она, - рассматривается речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие». При широкой интерпретации - это «все виды наступательного, доминирующего речевого поведения». [Басовская 2004: 257]

Ещё одну интерпретацию этому термину даёт Л. Енина в своей статье «Речевая агрессия и речевая толерантность в СМИ». Здесь она пишет, что речевая агрессия - это сфера речевого поведения, мотивирующаяся агрессивным состоянием говорящего. [Енина 2003: 2]

Е. Морозова под вербальной агрессией понимает «нарушение установленных речевых коммуникативных этикетных норм… (употребление неуместных выражений, представляющее собой вторжение в личную сферу адресата, неправильное использование или неиспользование ожидаемых речевых формул)».

Авторы статьи «Особенности речевой агрессии» Глебов В.В. и О.М. Родионова определяют данный термин как «конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на негативное воздействие на адресата». [Глебов, Родионова 2006: 252]

И, наконец, в статье, опубликованной на сайте www.school.promiranet.ru вербальная агрессия определяется как «грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме».

В определении изучаемого нами понятия мы придерживаемся мнения Е. Басовской (см. выше).

Причины речевой агрессии

Говоря о причинах речевой агрессии, Ю.В. Щербинина в своей книге «Вербальная агрессия» пишет, что одной из причин является «недостаточная осознаваемость… собственного речевого поведения в целом и в частности агрессивных компонентов в нём». [Щербинина 2006: 42]

Агрессия может быть вызвана «языковой некомпетентностью (незнанием слова и его значения)», - пишет В. Третьякова.

Ещё одна причина, которую отмечает В. Третьякова в своей статье, - «неадекватные оборонительные действия, предпринятые в связи с неправильным истолкованием слов». [Третьякова 2000: 135]

Л. Енина, рассуждая о данной проблеме, пишет, что все мы испытываем чувство агрессии, если сознательно или бессознательно чувствуем угрозу себе, своим близким, своему комфорту, «и чувство угрозы вызывает неприятие, отталкивание и агрессивное состояние». [Енина 2003: 4]

О причинах агрессии на страницах газет читаем в статье Л. Рацибургской: «Для того, чтобы выжить и оставаться конкурентоспособными на информационной арене, СМИ обращаются к интересам толпы и в соответствии с ними строят свою модель… В последнее время определяющим в выборе языковых средств оказался общий тон современных СМИ - очень часто иронический, скептический, насмешливый, а подчас издевательский… В результате, - подводит итог Л. Рацибургская, - газетно-журнальный язык приобрёл характер речевой агрессии». [Рацибургская 2006: 56]

Необходимо выделить и «сугубо профессиональную, а точнее личностно-профессиональную причину…» речевой агрессии в СМИ, о которой пишет И Дзялошинский. И уточняет сказанное: это, во-первых, низкая интеллектуальность и, соответственно, низкая речевая культура, когда журналист не умеет выражать свои мысли и замещает точность высказывания эмоциональностью речи; во-вторых, «…журналист, обуянный идеей, …стремится использовать все возможные речевые ресурсы, для того чтобы та идея, которой болен он, стала всеобщей болезнью». [Дзялошинский 2008: 2]

Механизмы речевой агрессии. Речевая агрессия как стратегия дискредитации

Адекватное понимание механизмов речевой агрессии невозможно без осознания того факта, что речевая агрессия является одним из видов речевых стратегий.

Речевые стратегии подробно исследованы Оксаной Сергеевной Иссерс в её книге «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи».

«Для человека, привыкшего рефлексировать по поводу собственной речи, - пишет она, - стратегическое и тактическое планирование речевых действий вполне осознаваемая задача». [Иссерс 2006: 51]

Беседа или разговор, как справедливо отмечает автор книги, является не хаотичным, а упорядоченным явлением, когда человек ставит перед собой определённую цель и старается её достичь с помощью собственных речевых действий.

Речевая стратегия, таким образом, представляет собой «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» (там же, с.54). Речевые действия же, которые способствуют реализации той или иной стратегии, называются речевыми тактиками. То есть, речевая стратегия и тактика соотносятся как род и вид.

Существуют разные виды стратегий: контроля над темой, привлечения внимания, построения имиджа и др. Но нас интересует такой вид речевых стратегий, как стратегия дискредитации, т.е. стратегия речевой агрессии. Цель этой стратегии - унизить, оскорбить, посмеяться над собеседником. А тактиками будут оскорбление, угроза, насмешка, обвинение, враждебное замечание, упрёк, клевета и т.д.

О том, как происходит выбор говорящим тех или иных речевых действий в зависимости от его коммуникативных целей, объясняет в статье «Конфликт глазами лингвиста» В. Третьякова.

Автор статьи отмечает, что речь - это индивидуальное явление, зависящее от автора-исполнителя, «это творческий и неповторимый процесс использования ресурсов языка». [Третьякова 2000: 127] Третьякова пишет далее, что правильный выбор средств языка, который оправдывает ожидания партнёра по коммуникации, гармонизирует общение. Но как в языке, так и в речи, существуют такие их особенности, которые создают различные помехи и недоразумения, приводящие субъектов коммуникации к конфликту. Но языковой знак сам по себе «виртуален», как пишет исследователь; он актуализирует своё реальное значение (конфликтопровоцирующие свойства в том числе) только в соотношении с актом речи. «Но обладающий такими свойствами языковой знак не всегда обнаруживает их в высказывании», - отмечает В. Третьякова. Актуализация или неактуализация свойств языкового знака, которые создают почву для коммуникативного конфликта, зависит, по мнению автора статьи, от участников общения. Именно их коммуникативный опыт, языковая компетенция, индивидуальные языковые привычки и т.п. позволяют устранить коммуникативные помехи или обострить их и довести ситуацию до конфликтной.

О типе общения (конфликтное - неконфликтное) судят по его результату, - считает В. Третьякова. Об этом же пишет в своей книге и О. Иссерс. А результат общения обычно связывают с целью общения, - читаем дальше у В. Третьяковой, - с достижением/недостижением речевого намерения говорящего. Но цели можно добиться по-разному. «Например, цель побудить собеседника к какому-либо желательному для говорящего действию может быть достигнута с помощью речевого акта вежливой просьбы или приказа, выраженного с помощью императива, инвективной лексики, с нанесением оскорбления и унижением личности собеседника».

Установка на конфликт, т.е. выбор говорящим стратегии речевой агрессии характеризуется, по мнению автора статьи:

- выбором поведения с активным воздействием на партнёра по общению;

- с использованием негативных лексических средств;

- с доминированием роли говорящего,

- с нарушением коммуникативных норм поведения,

- с навешиванием ярлыков,

- с использованием прямых и косвенных оскорблений и др.

Сферы бытования речевой агрессии

Как пишут в своей статье В. Глебов и О. Родионова, «речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов».

Наиболее «благоприятными» для проявления вербальной агрессии являются следующие сферы жизнедеятельности:

· семья;

· школа и другие учреждения образования;

· армия;

· сфера хозяйства, в которой заняты работники низкой квалификации и используется преимущественно физический тр...

Другие файлы:

Речевая агрессия в детской речи

Агрессия
Доброкачественная и злокачественная агрессия. Специфика оборонительной реакции человека. Примеры проявления агрессий - агрессия самоутверждения, групп...

Речевая агрессия в средствах массовой информации
Психологическая трактовка видов речевой агрессии, ее использование СМИ для уничижения какого-то субъекта. Способы проявления агрессии в газетной речи,...

Агрессивное поведение
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существованиячеловечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующи...

Речевая агрессия в печатных средствах массовой информации
Виды речевой агрессии. Способы выражения речевой агрессии в печатных средствах массовой информации. Особенности проявления агрессии в печатных СМИ тот...