Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Речевая агрессия в детской речи

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ГЛАВА I. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ.
  • Что такое речевая агрессия.
  • « Эй ты! Ща как тресну тебе по башке! Ну-ка, быстро отдал мою машинку! – Ха-ха-ха! Так тебе и надо, нытик несчастный! Попробуй, отними, я тебе знаешь, как дам! – Ну ладно же, Мишка! Я тебе потом отомщу! Я всех подговорю – с тобой никто играть не будет! – Ой, как страшно, ха-ха-ха!..»«А-а-а!!! А чего он ко мне лезет?! Ну ты, урод, отойди быстро! – Сама дура! Ещё раз обзовешься – получишь! Поняла?! – Да пошел ты на фиг!..»«Татья - я - на Сергее-е-евна! Ну, Татья - я - на Сергее-е-евна!!! А Сашка мне не дает карандаши-и-и! У-у-у. гад! Вот пожалуюсь папе, он приедет и изобьет тебя!..»«Ой, смотри, какая классная машинка.… Давай купим! Ну пожалуйста! Ну ма - а-ам!.. Ну почему - у?.. Вот ты какая, значит! Ну ку-пи-и эту маши-и - нку!! Купи!!!! Никогда мне ничего не покупаешь! Вот Славке папка давным-давно купил робота! Управляемого! Ромке мама подарила рейнджеров крутых! Да!! Подарила!!! А ты меня не любишь!!!»Это список классических словесных «агрессивностей» легко может продолжить любой взрослый, работающий с детьми: от школьного учителя и воспитателя детского сада – до педиатра районной поликлиники и продавца игрушек в « Детском мире». Как показывают наблюдения за поведением детей, многие из них уже в дошкольном возрасте демонстрируют потенциальную готовность, а иногда даже очевидную склонность к агрессии. Психологи утверждают, что уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить ручками, реагирует недовольным криком и гневной мимикой.И если трехлетка отчаянно лупит совком товарища по песочнице, то старшие дошкольники начинают активно пробовать силы уже в словесных баталиях: оскорбляют более слабых сверстников, запугивают робких, высмеивают «не таких, как все», ябедничают на «вредных» и, конечно, яростно восстают против бесконечных требований, придирок, запретов взрослых.Проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме можно обобщенно определить как речевая (вербальная, словесная) агрессия.Речевую агрессию детей ситуативные, эпизодические, избирательные «вспышки» злости, грубости, дерзости в конкретных условиях общения («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье» и т.п.) – следует отличать от агрессивности – общей склонности ребенка к проявлению враждебности, негативных чувств, стремления к насильственным действиям по отношению к окружающим в целом.Детская агрессивность возникает преимущественно как «ответ» на психологическое напряжение, нередко – в результате педагогической запущенности или неправильного воспитания; часто от недостатка любви, внимания со стороны взрослых, интереса и понимания со стороны сверстников; в ряде случаев – вследствие внутреннего неудовлетворения потребностей, возникновения длительных препятствий (недостатка жизненного опыта, отсутствие необходимых практических умений, многочисленные запреты, непосильные требования и т.п.); иногда – по причине определенных психопатологий, задержки и искажения раннего развития т.п. Поэтому необходимо отличать действительно агрессивного малыша от ребенка, проявляющего агрессию в своей речи нечасто и ситуативно. Выделяются следующие наиболее типичные ситуации возникновения агрессии в речи детей: -игры со сверстниками (отказ принять в игру, распределение ролей в игре, нежелание чем-то делиться и т.п.); -разговоры со сверстниками (различные споры, приводящие к ссорам, сплетни, провоцирующие насмешки, и т.п.); -запреты со стороны взрослых (съесть конфету, посмотреть телевизор, подольше погулять на улице и т.п.); -отказы со стороны сверстников и взрослых (чаще всего – поделиться какой- то вещью, игрушкой или купить её); - ограничение свободы (самостоятельно одеться, переходить улицу, нести покупки из магазина и пр.); -принуждение к выполнению различных дисциплинарных требований (связанных с режимом, самообслуживанием, учебой, поддержанием порядка и пр.); -собственные неудачи (например никак не получается завязать шнурки, дотянуться до игрушки, нарисовать картинку); -невнимание со стороны старших (не слушают, перебивают, игнорируют, формально реагируют на просьбу); -любая несправедливость (ложное обвинение, необоснованная претензия, неправильное распределение подарков); -кажущиеся ненужными поучения, наставления, советы взрослых -усталость -иногда – беспричинно («из вредности», «назло») Насколько подобные действия распространены в речевом поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста? Вот несколько цифр.В среднем ребенок в коллективе сверстников принимает участие в 7-11 актах речевой агрессии в час – от отдельных реплик («Дурак!»; «Отстань!») до развернутых диалогов-ссор и монологов обвиняюще-угрожающего содержания.88% произвольно опрошенных 40 мам утверждают, что речь их 50 детей возраста от 2,5 до 9 лет отмечена агрессивными высказываниями, причем преимущественно в адрес сверстников, родителей и – реже – в адрес других взрослых (воспитателей, учителей, знакомых, родственников).Около 15% опрошенных родительниц вообще охарактеризовали своих чад как склонных к так называемой недифференцированной агрессии слова. То есть к грубости «вообще» - в любых ситуациях, независимо от тех или иных условий общения, без учета «фактора адресата» (пола, возраста, социального статуса собеседника). [Материалы исследования С. Комковой (факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ, 2003).] 1.2. Психология агрессии в детской речиДля объективной оценки характера и механизмов выражения детьми отрицательных эмоций и воплощения негативных намерений чрезвычайно важен учет психологических особенностей их поведения. Общей предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать, во-первых, так называемые возрастные психологические кризисы личностного развития (3 года, 6-7 лет, подростковый возраст и т. д.), которые, как известно, характеризуются повышенной возбудимостью, конфликтностью, неустойчивостью настроения, изменениями в отношении к миру, людям, своему «я». Все эти вн...
    Другие файлы:

    Речевая агрессия
    Проблема речевой агрессии в современной русистике. Речевая агрессия как стратегия дискредитации. Проблема вербальной агрессии в СМИ. Речевая стратегия...

    Речевая культура современного преподавателя
    Задачи и требования, предъявляемые к речи педагога. Анализ типичных ошибок в речи современных преподавателей. Характеристика типов языковых культур уч...

    Речевая агрессия в средствах массовой информации
    Психологическая трактовка видов речевой агрессии, ее использование СМИ для уничижения какого-то субъекта. Способы проявления агрессии в газетной речи,...

    Аспекты развития и нарушения речи у детей
    Общая характеристика развития детской речи. Классификация функций детской речи. История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у...

    Агрессивное поведение
    Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существованиячеловечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующи...