Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Префиксация в немецком языке

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Общая характеристика словообразования в современном немецком языке. Понятия "префикс" и "полупрефикс". Префиксация имен существительных. Семантические и стилистические аспекты словообразования в области аффиксации. Современные продуктивные префиксы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Префиксация в немецком языке

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • 1 Роль префикса в немецком словообразовании
  • 1.1 Общая характеристика словообразования в современном немецком языке
  • 1.2 Морфема. Классификация морфем немецкого языка
  • 1.3 Понятия «префикс» и «полупрефикс»
  • 2 Префиксация имён существительных
  • 2.1 Префиксация с участием префиксов
  • 2.2 Префиксация с участием полупрефиксов
  • 3 Префиксация имён прилагательных
  • 3.1 Префиксация с участием префиксов
  • 3.2 Усилительные сложные прилагательные
  • 4 Префиксация глаголов
  • 4.1 Префиксация с участием префиксов
  • 4.2 Префиксация с участием полупрефиксов
  • 4.2.1 Общие сведения о глагольных префиксах
  • 4.2.2 Полупрефиксы с постоянным ударением
  • 4.2.3 Полупрефиксы с колеблющимся ударением
  • 4.3 Образование отыменных глаголов при одновременном присоединении префикса или полупрефикса
  • 4.4 Современные продуктивные префиксы
  • 4.5 Двойная префиксация
  • 4.6 Словообразовательная синонимия глагольных префиксов современного немецкого языка
  • 4.7 Семантические и стилистические аспекты словообразования в области аффиксации
  • 5 Явление префиксации в художественном тексте
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Словообразование представляет собой наиболее важный путь развития словаря немецкого языка, при этом путь, существенно отличающийся от изменения значения слов, заимствования и звукоподражания, т.е. от остальных путей развития и обогащения словарного состава. Словообразование значит, что новое слово образовано на основе существовавших ранее в языке слов и основ, путем изменения морфологической структуры этих слов или основ.
  • Новые слова возникают путем изменения корня, соединением основ, присоединения к корню словообразующего аффикса.
  • Слово может переходить в другой грамматический класс. Со словообразовательной техникой связаны некоторые понятия: способ словообразования, средства словообразования, словообразовательные правила.
  • Под способом словообразования понимают тип словообразования: словосложение, аффиксация, изменение корня. Средства словообразования - это конкретные морфемы, которые служат для образования новых слов. Под словообразовательными правилами следует понимать те действующие нормы языка, которые регулируют применение способов или средств образования новых лексических единиц.
  • Словообразовательный строй языка в основном устойчив, но он претерпевает изменения на протяжении истории развития, подчиняясь внутренним законам этого развития. Словообразовательный строй современного немецкого языка представляет собой продукт ряда эпох, соединение различных наслоений.
  • Существует пять основных способов словообразования в немецком языке, известных с древнейших периодов его развития: изменение значения слова, переход из одного лексико-грамматического класса в другой, словосложение, префиксация и суффиксация. К ним присоединяются: словообразование при помощи полуаффиксов и образование сращений, а также образование сложносокращённых слов.
  • Словообразование путём изменения корня как самостоятельный способ не продуктивно в современном немецком языке, хотя слова, образованные таким способом, весьма многочисленны. Сюда относятся слова, образованные от глагольных корней, а именно отглагольные существительные.
  • Словообразование путём изменения корня отражает очень древние процессы, связанные с фонетическими закономерностями строя индоевропейских языков.
  • Переход слова из одного лексико- грамматического класса в другой представляет собой тип словообразования без изменения словообразующей основы, без участия традиционных словообразовательных средств. В немецком языке наиболее распространена субстантивация инфинитива, имён прилагательных и наречий.
  • Словосложение во всех его видах весьма продуктивно в современном немецком языке. Сущность данного способа заключается в том, что несколько корней, основ, слов соединяются в одну лексическую единицу, обладающую признаками слова. Наибольшее число сложных слов - среди имён существительных, хотя словосложение на материале имён прилагательных также продуктивно.
  • Суффиксация является древним, но продуктивным способом словообразования. Суффикс стоит после корня. Он не только создаёт новое слово, но и оформляет соответствующую часть речи, точно определяет характер грамматических изменений.
  • В данной работе мы обратились к образованию новых слов при помощи префиксов и полупрефиксов. Сущность данного способа заключается в том, что перед корнем слова появляется такая словообразовательная морфема, как префикс или полупрефикс, которая изменяет лексическое значения слова. Префикс придаёт слову определённый категориальный признак, оттенок. Немецкие префиксы в большинстве своём продуктивны. Их число невелико, но они многозначны, то есть они выражают разные категориальные признаки. Один и тот же префикс может иметь до семи различных значений, например значения удалённости, противоположности, отрицательности, завершённости, начала и т. д. Глагольная префиксация в современном немецком языке является важнейшим средством обогащения словарного состава новыми глаголами.
  • Многие ученые лингвисты рассматривали в своих трудах вопросы словообразования путем присоединения к основе префиксов. Среди них прежде всего М.Д. Степанова [11], Е.С. Кубрякова [8], В.А. Гречко [34], В. Флейшер [6], Е.С. Мендельс [26] и др.
  • Объектом исследования дипломной работы является явление префиксации в немецком языке.
  • Предмет исследования - морфологические и семантические функции префиксов и полупрефиксов.
  • Целью данной дипломной работы является изучение префиксов как важных морфологических и семантических единиц немецкого языка.
  • Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
  • - Проанализировать и обобщить имеющийся теоретический материал по вопросу префиксации в немецком языке;
  • - Изучить основные понятия словообразования и классификацию морфем;
  • - Раскрыть понятия префикса и полупрефикса;
  • - Изучить способы префиксации имен существительных;
  • - Изучить способы префиксации имен прилагательных;
  • - Изучить способы префиксации глаголов;
  • - Проанализировать образования глагольных неологизмов при помощи компонентов hin- и her-;
  • - Раскрыть понятие двойной префиксации глаголов;
  • - Изучить образование синонимичных глаголов при помощи различных префиксов
  • - Раскрыть семантическое значение наиболее употребительных префиксов;
  • - Показать на примерах семантическое значение префиксации как важнейшее средство обогащения словарного состава немецкого языка.
  • В ходе работы использовались следующие методы исследования:
  • - Теоретический анализ научной литературы по лингвистике.
  • - Описательный метод.
  • - Сопоставительный метод.
  • Практическая значимость дипломной работы: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в теоретическом курсе лингвистики, а также в преподавании немецкого языка в школе и ВУЗах.

1.РОЛЬ ПРЕФИКСА В НЕМЕЦКОМ СЛОВООБРАЗОВАНИИ

1.1 Общая характеристика словообразования в современном немецком языке

Вопрос о месте словообразования в системе языка, а тем самым и в теории языкознания до сих пор не имеет однозначного решения. В традиционном языкознании конца XIX -- первой половины XX века господствовала тенденция рассматривать его как часть грамматического учения о слове, т. е в составе грамматики в собственном, узком смысле слова, большей частью в составе морфологии; утверждалась также его несомненная связь с синтаксисом. С обособлением лексикологии в самостоятельный раздел науки о языке в ее состав стали включать словообразование. В настоящее время словообразование рассматривается обычно в рамках лексикологии, прежде всего, в качестве учебной дисциплины [1, с.15], хотя сохранилась и первая, грамматическая точка зрения на словообразование [2, с.38-41]. Такое двоякое отношение к словообразованию оправдано его основными чертами. Нельзя отрицать ни его непосредственной связи со структурой и семантикой слова, ни того, что оно соотносимо с грамматическими категориями и парадигмами частей речи, а также и с синтаксисом, поскольку составные части основы слова сочетаются друг с другом согласно закономерностям, частично сходным с закономерностями соединения слов в предложении. Однако, обнаруживая связь и с лексикой, и с грамматикой, словообразование обладает собственными, только ему присущими чертами. Обобщенные и абстрагированные законы словообразования отличаются от грамматических закономерностей и в качественном, и в количественном отношении. Грамматические закономерности более абстрактны и обобщают отношения между предметами и явлениями реальной действительности (например, отношения числа, принадлежности в широком смысле у существительных и других имен; отношения лица, числа, времени, модальности у глаголов и т. п.). Словообразовательные категории имеют широкое лексико-семантическое содержание, например, одушевленности, выражаемое суффиксами существительных -er, -ling, -in и др.; уменьшительности -- суффиксами существительных -chen, -lein; усилительности -- именными префиксами erz-. ur-; снабженности -- глагольными префиксами be-, ver-; направления - суффиксом наречия -wдrts и т. п. Число словообразовательных средств значительно превышает число грамматических средств, а их многозначность и синонимия отличаются большей сложностью и разветвленностью. Словообразование обобщает ряд лексических явлений, создает определенные лексические системы и, в то же время, вносит в лексику своеобразную индивидуал...

Другие файлы:

Анализ англо-американских заимствований в немецком языке
Заимствование как один из видов обогащения словарного запаса. Заимствования в немецком языке и их количество, причины и пути проникновения англицизмов...

Методика работы с художественными фильмами на немецком языке
Художественный аутентичный фильм как один из самых привлекательных и эффективных средств обучения немецкому языку в образовательных учреждениях. Харак...

Особенности словообразования в немецком языке
Характеристика способов словообразования в немецком языке. Изучение словообразовательных моделей современного немецкого языка. Анализ особенностей газ...

Конъюнктив в немецком языке
Категории темпоральности и таксиса в немецком языке. Понятие сослагательного наклонения. Значения, абсолютное и относительное употребление конъюнктива...

Англо-американские заимствования в современном немецком языке
Объективные и субъективные причины заимствований англо-американского происхождения, особенности протекания данного процесса в современном немецком язы...