Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Коммуникативная стратегия убеждения и особенности ее реализации в политическом дискурсе

Тип: статья
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Классификация коммуникативных стратегий, тактики и средства, используемые для их реализации. Анализ специфики коммуникативной эффективности устного политического дискурса на примерах агитационных материалов, используемых в ходе предвыборной компании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Коммуникативная стратегия убеждения и особенности ее реализации в политическом дискурсе

Ключевые слова: речевое воздействие, коммуникативная стратегия, коммуникативная ситуация, стратегия убеждения, политический дискурс.

Язык - мощное орудие воздействия на участников коммуникации. Языковые ресурсы позволяют не просто описать определенную ситуацию, но и передать необходимое говорящему видение мира, управлять его восприятием ситуации и навязывать ее положительную или отрицательную оценку.

Волюнтативная функция языка может быть реализована по-разному, однако речевое воздействие зачастую оказывается наиболее эффективным, т.к. оно обладает большим количеством способов влияния на слушающих. Согласно И.Р. Степкину, «речевое воздействие и связанный с ним круг проблем привлекает интерес таких наук и междисциплинарных направлений как психология, лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, философия, логика, риторика, когнитология, теория речевого воздействия, теория аргументации, прагматика, теория коммуникации и др.». [7, с. 3]

Такое внимание объясняется тем, что любое речевое воздействие является одновременно и актом общения, и средством достижения внеречевой задачи, т. е. охватывает широкий спектр человеческих отношений. Способность убеждать подразумевает «владение приемами речевого воздействия, которые включают навыки построения речевых стратегий, способность к аргументированию, а также умение применять соответствующие языковые средства» [4, с. 3].

В большинстве случаев речевое воздействие рассматривается как речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности. По мнению И.А. Стернина, предметом теории речевого воздействия является эффективность общения, т. е. в центре внимания данной научной дисциплины находится выбор наиболее адекватного способа вербального воздействия на адресата в определенной коммуникативной ситуации.

В большинстве работ, посвященных теории коммуникации, понятия речевой и коммуникативной стратегии не разграничиваются и употребляются в качестве синонимов. Мы полагаем, однако, что это не совсем верно, исходя их того, что понятие коммуникации является очень широким и охватывает различные аспекты речевого общения. Именно поэтому коммуникативная стратегия предполагает подключение помимо речевых средств также средств паралингвистического воздействия на аудиторию. При вербальном воздействии используются собственно языковые средства. Однако, принципиального различия между содержанием терминов «коммуникативная стратегия» и «речевая стратегия» мы не усматриваем, и с учетом того, что в цитируемых нами работах используются оба термина, мы будем считать их в контексте данной статьи синонимами.

К невербальным средствам воздействия, относятся, например жесты, мимика, поведение коммуникантов в процессе общения, определенную роль играют даже внешность говорящего, дистанция между собеседниками и пр. Использование средств паралингвистического воздействия можно часто наблюдать во время выступлений политических деятелей. Ярким примером может послужить одно из выступлений отечественного политического деятеля В.В. Жириновского, в котором речь идет о шахматных фигурах:

(Текст видеоролика, транслировавшегося в ходе предвыборной кампании 2012г. )

*где: ^ - восходящая интонация; v - нисходящая интонация; белые (выделение жирным шрифтом) - ударение; __ - пауза. Тексты ярких ораторов, признанных мастеров слова имеют индивидуальные, присущие только им приемы создания выразительности, которые используются для достижения эмоционального воздействия на аудиторию. К таким средствам можно отнести фонетические (интонационные) инструменты воздействия на слушателей. Интонационный облик публичного выступления несет на себе отпечаток своего создателя, конкретной языковой личности, и коммуникативная успешность выступления зависит, в том числе от языковой личности, как носителя культуры определенного общества, так и пользователя языковыми ресурсами этой культуры. Как верно отмечает О. С. Иссерс, «основная проблематика лингвистического анализа речевого воздействия связана с изучением стратегий говорящего и всех находящихся в его распоряжении языковых ресурсов, которые определяют достижение им коммуникативной цели» [1, с. 23].

По мнению О.С. Иссерс, «стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана». Таким образом, речевую стратегию можно представить в виде «комплекса речевых действий, направленных на достижения коммуникативной цели» [1, с. 54]. Именно такая трактовка речевой стратегии представляется нам наиболее правильной. Для достижения конкретной коммуникативной цели говорящему необходимо заранее наметить основные моменты, опорные пункты будущей беседы. В некоторых случаях (зависящих непосредственно от поставленной целевой установки) решающим может оказаться не только продумывание основных вариантов развития разговора, но и конкретных коммуникативных ходов. В данном случае можно говорить о выборе одной или нескольких коммуникативных стратегий. Коммуникативная стратегия распадается на отдельные речевые тактики и коммуникативные ходы. Под речевой тактикой принято понимать одно или несколько действий, направленных на реализацию коммуникативной стратегии.

Классификацию коммуникативных стратегий приводит О.С. Иссерс. К основным стратегиям автор относит те, которые непосредственно связаны с воздействием на адресата, его модель мира, систему ценностей, поведение; это могут быть стратегии информирования, дискредитации, подчинения и т.д. Вспомогательные же стратегии, согласно взгляду О.С. Иссерс, способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия и могут быть подразделены на прагматические (построение имиджа, формирование эмоционального настроя), диалоговые (контроль над темой, контроль над инициативой) и риторические (привлечение внимания, драматизация).

К.Е. Калинин в своей работе выделяет следующие коммуникативные стратегии, а также тактики, приемы и средства, используемые для их реализации:

1. Стратегия презентации: тактика обещания, пример личного опыта, индукция позитивного эмоционального состояния.

2. Стратегия призыва: ссылки, аллюзии, уверенная презентация, искренность оратора.

3. Стратегия самопрезентации: критика, дискредитация оппонентов, аллюзии, закрепление позитивного образа, использование ключевых фраз, параллелизм, рамочная конструкция, эмоциональный призыв.

4. Стратегия дискредитации оппонента: тактика логической аргументации, демонстрация, подбор информации и ее интерпретация в необходимом свете, призыв, создание негативного образа, постулирование авторитетного мнения.

При этом К.Е. Калинин рассматривает данные стратегии в качестве разновидностей стратегии убеждения, так как, во-первых, их фундаментальная цель состояла в регулировании физической и интеллектуальной деятельности адресата и, во-вторых, во всех случаях имело место выступление оратора перед лицом аудитории [3, с. 171]. Однако мы придерживаемся несколько иной точки зрения. Мы полагаем, что вышеперечисленные способы достижения единой коммуникативной цели - убеждения являются не разными стратегиями, а скорее вариантами стратегии убеждения, т. е. тактиками, используемыми в рамках данной стратегии.

Существует определенная зависимость между ситуацией общения и выбором речевого поведения, формированием основополагающих стратегий и тактик. Поскольку достижение в ходе профессиональной коммуникации некоего практического результата (например, подписание договора, реализация проекта, принятие совместного решения), предполагает элемент убеждения кого-либо -- будь это деловой партнер или массовая аудитория -- имеет смысл сосредоточить внимание на коммуникативных стратегиях убеждения. В рамках исследований последних десятилетий предлагается подробное и системное описание всей коммуникативной ситуации, что позволяет вполне достоверно установить причины успеха или неудачи. Кроме того, системный подход способен помочь оратору максимально тщательно продумать стратегию своего будущего выступления для того, чтобы свести к минимуму либо вовсе избежать неудачи во время публичного выступления. Неоспоримой является универсальность и повсеместность использования коммуникативных стратегий в целом, и коммуникативной стратегии убеждения, в частности. При этом необходимо также отметить, что в различных видах дискурса наполнение понятия «коммуникативная стратегия» будет варьироваться в зависимости от коммуникативных ситуаций, являющихся наиболее частотными для определённого вида дискурса. Именно в этом находит свое отражение, по нашему мнению, специфика реализации коммуникативных стратегий.

В различных видах дискурса средства реализации коммуникативной стратегии убеждения варьируются в зависимости от степени «формализованности» того или иного вида дискурса. Например, в медицинском или юридическом (за исключением выступлений адвокатов) видах дискурса, в отличие от политического, практически отсутствует ораторский компонент. Более того, умение красиво построить свою речь в политических выступлениях зачастую выдвигается на первый план и является решающим. Особенно ярко коммуникативная стратегия убеждения, на наш взгляд, проявляется в политическом дискурсе, т.к. именно в нем «сочетаются не только лингвистические характеристики речи и многие психологические осо...

Другие файлы:

К вопросу о разграничении манипулятивности и персуазивности в политическом дискурсе (на материале предвыборных выступлений кандидатов в президенты)
Исторические предпосылки развития политической рекламы. Ее особенности и функции. Теоретические основы разграничения персуазивности и манипулятивности...

Исследование аргументации в политическом дискурсе
Ознакомление с разными трактовками понятия аргументации в логике, риторике и лингвистике. Сущность красноречия как особого вида искусства. Рассмотрени...

Анализ средств выражения грамматической категории футуральности во французском политическом дискурсе
Цель и характеристики политического дискурса. Функционально-семантическая категория футуральности. Сравнительный анализ частотности употребления глаго...

Сопоставительное исследование театральной и спортивной метафоры в российском и американском политическом дискурсе
Диссертация ... канд. филол. наук.Настоящая диссертация посвящена сопоставительному когнитивному исследованию метафорических моделей «Политика – это с...

Особенности реализации метода убеждения на региональном уровне
Общая характеристика метода убеждения в государственном и муниципальном управлении. Основные виды убеждения в правовой литературе. Метод убеждения как...