Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Иностранные языки

Когнитивно-прагматические свойства насмешки

Тип: дипломная работа
Категория: Иностранные языки
Скачать
Купить
Истоки и задачи когнитивной лингвистики, ее терминологическая база. Исследования концепта "насмешка", ее когнитивно-прагматические свойства: насмешка над способностями, незнанием, над внешностью и поведением, ироническая гиперболизация достоинств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Выпускная квалификационная работа

Когнитивно-прагматические свойства «насмешки»

Введение

Когнитивная лингвистика является довольно новым направлением в науке, изучающим процессы получения, хранения и обработки информации. На первый план выходит системное описание и объяснение механизмов усвоения человеком языка и принципы структурирования этих механизмов. Одной из главных задач когнитивной лингвистики является определение роли участия языка в процессах познания и осмысления мира, установление степени участия языка в процессах получения, переработки и передачи информации, описание системы универсальных концептов, организующих концептосферу, решение проблемы языковой картины мира.

Объектом исследования в данной работе является концепт - ментальная сущность, отражающая культурно-национальное представление о мире.

Предметом исследования является концепт «насмешка» - сложное речевое действие с несколькими целями и различными способами реализации.

Актуальность темы определяется частотностью употребления концепта «насмешки» и недостаточной разработанностью высказываний этого типа.

Целью работы является анализ имеющейся литературы по общим и близким концептам, выявление структурных / фреймовых составляющих исследуемого концепта в английском языке, описание лингвистических средств его выражения.

Реализация цели достигается решение следующих задач:

- охарактеризовать базовые истоки и задачи когнитивной лингвистики;

- рассмотреть основные точки зрения на терминологическую базу;

- проанализировать близкие по теме доступные исследования;

- выявить структурные составляющие исследуемого концепта в английском языке;

- описать лингвистические средства выражения концепта «насмешка» на базе исследуемого фактического материала.

Материалом анализа явились англоязычные художественные произведения современных авторов в количестве 100 примеров из 15 произведений, объемом в 1148 страниц.

Методы исследования. В процессе исследования использовался метод сплошной выработки материала, метод когнитивного анализа, состоящий из интерпретационного анализа, прагмалингвистического анализа, включающих выводное знание, контекстуальный анализ и элементы количественного анализа.

Цель и конкретные задачи исследования обусловили его структуру: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списков использованных примеров и источников.

1. Интердисциплинарный характер когнитивизма

1.1 Истоки и задачи когнитивной лингвистики

Важнейшее достижение современной лингвистики состоит в том, что язык уже не рассматривается «в самом себе и для себя»; он предстает в новой парадигме с позиции его участия в познавательной деятельности человека.

Язык - вербальная сокровищница нации, средство передачи мысли, которую он «упаковывает» в некую языковую структуру. Знания, используемые при этом, не являются лишь знаниями о языке. Это также знания о мире, о социальном контексте, знания о принципах речевого общения, об адресате, фоновые знания и т.д. Ни один из названных типов знания нельзя считать приоритетным, только изучение их всех в совокупности и взаимодействии приблизит нас к пониманию сути языковой коммуникации.

Когнитивизм - это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ним связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности.

Сейчас говорят о когнитивной революции. Н. Хомский, известный американский лингвист, писал: «Когнитивная революция относится к состояниям разума / мозга и тому, как они обусловливают поведение человека, особенно к когнитивным состояниям: состояниям знания, понимания, интерпретаций, верований и т.п.».

Процессы, связанные со знанием и информацией, называются когнитивными, или когнициями. Их синонимами также являются слова «интеллектуальный», «ментальный», «рассудочный». С позиции когнитивизма человек изучается как система переработки информации, а поведение человека описывается и объясняется в терминах его внутренних состояний.

Современные исследования указывают, что когнитивизм объединяет несколько научных направлений: когнитивную психологию, культурную антропологию, моделирование искусственного интеллекта, философию, нейронауки, лингвистику и т.д. В этой связи важно отметить интердисциплинарный характер когнитивистики.

Цель когнитивной лингвистики - понять, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией. В центре лингвистических исследований на рубеже веков оказались процессы получения, обработки, хранения информации. Было доказано, что, получая новую информацию, человек соотносит ее с уже имеющейся в его сознании, порождая при этом новые смыслы.

«Когнитивная лингвистика» - направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. В сферу жизненных интересов когнитивной лингвистики входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи с точки зрения того, как структуры языкового знания представляются («репрезентируются») и участвуют в переработке информации.

В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, в когнитивной лингвистике рассматриваются те когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку как homo loquens. На первом плане находятся: системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов. В когнитивной лингвистике принимается, что ментальные процессы не только базируются на репрезентациях, но и соответствуют определенным процедурам - «когнитивным вычислениям».

Для остальных «когнитивных дисциплин» (особенно для когнитивной психологии) выводы когнитивной лингвистики ценны в той мере, в какой позволяют уяснить механизмы этих самых когнитивных вычислений в целом.

На таком информационно-поисковом жаргоне центральная задача когнитивной лингвистики формулируется как описание и объяснение внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего. Цель когнитивной лингвистики, соответственно, - в исследовании такой системы и установлении важнейших принципов ее, а не только в систематическом отражении явлений языка. Для когнитивиста важно понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается. Адекватность и релевантность высказываний лингвистов оцениваются именно под этим углом зрения, интерпретируясь как то, что отражает: усваиваемость, то есть вид ментальной репрезентации должен быть доступен для усвоения; перерабатываемость, то есть репрезентация может перерабатываться с помощью программы некоторого достаточно правдоподобного анализатора (на компьютере).

В начале 90-х годов В.З. Демьянков выделил четыре варианта когнитивистики: описание и объяснение механизмов, соединяющих стимул и реакцию, вход и выход человеческой «думающей машины»; исследование явлений внутренней ментальной природы человека; акцентирование субъекта в качестве источника, инициатора своих действий; изучение специфики когнитивных процессов в сравнении с аффектами.

На данном этапе развития перед когнитивной лингвистикой ставятся три главные проблемы: о природе языкового знания, о его усвоении и о том, как его используют. Поэтому исследования ведутся в основном по следующим направлениям: виды и типы знаний, представленных в этих знаках (гносеология = теория познания), и механизм извлечения из знаков знаний, т.е. правила интерпретации (когнитивная семантика и прагматика); условия возникновения и развития знаков и законы, регулирующие их функционирование; соотношение языковых знаков и культурных реалий в них отраженных.

Центральной проблемой в русской когнитивной лингвистике стала категоризация человеческого опыта. Категоризация тесно связана со всеми когнитивными способностями человека, а также с разными компонентами когнитивной деятельности - памятью, воображением, вниманием и др. Категоретизация воспринятого - это важнейший способ упорядочить поступающую к человеку информацию.

Согласно современным представлениям, основной задачей общей теории языка является объяснение механизма обработки естественного языка, построение модели его понимания. Учитывая, что в основе такой модели лежит тезис о взаимодействии различных типов знания, лингвистика уже не обладает монополией на построение общей модели языка.

Лингвистическая теория должна отвечать не только на вопрос, что такое язык, но и на вопрос, чего достигает человек посредством языка. В этой связи задачи когнитивной лингвистики следует определить как попытку понять следующее: Какова роль участия языка в процессах познания и осмысления мира? Выяснить соотношение концептуальных систем с языковыми. Как именно соотносятся когнитивные структуры сознания с единицами языка? Установить, как участвует язык в процессах получения, переработки и передачи информации о мире. Понять п...

Другие файлы:

Когнитивно-прагматические характеристики дискурса в предметной области «горные экосистемы»

Когнитивно-прагматические характеристики террористического дискурса
Язык в антропоцентрической научной парадигме. Виды компетенций в лингвистике общения. Сущность и типология дискурса. Когниотип в системе репрезентации...

Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем
Роль педагогики научного поиска в развитии когнитивно-культурного полиморфизма школьных сообществ. Примеры развития индивидуальных проблемно-познавате...

Курс английского языка па основе когнитивно-мотивационного подхода
В основу книги положен когнитивно-мотивационный подход к обучению, разработанный автором. Книга представляет грамматику английского языка так, как (со...

Работа с проблемой выбора когнитивно-поведенческого психолога
Обзор ряда факторов, имеющих непосредственное отношение к выбору как к процессу. Основные технологические приемы для работы психолога с помощью когнит...