Средства массовой информации Республики Таджикистан
Краткое сожержание материала:
Размещено на
План
- Введение
- 1. Законодательная база СМИ Республики Таджикистан
- 2. Медиа рынок и реклама в СМИ
- 3. Печатные СМИ
- 4. Телевидение
- 5. Радио
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Настоящее исследование свободы СМИ и слова в Республике Таджикистан (РТ) за 2005-2010 годы проводилось при поддержке Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Основными целями исследования являются обзор ситуации в сфере СМИ в Таджикистане и анализ развития законодательства о СМИ. В отчете также рассматриваются вопросы доступа журналистов к общественно-важной информации, приведено обобщение событий, происходящих в медийном пространстве, включая случаи нарушения права СМИ и журналистов. Таким образом, исследование является всеобъемлющим: в нем комплексно рассматриваются факторы и события, охарактеризовавшие ситуацию в сфере свободы слова в Таджикистане в 2005-2010 гг. Ситуация СМИ в Таджикистане является очень сложной: журналисты сталкиваются с многочисленными проблемами, в частности при реализации своих прав на получение общественно важной информации. Вместе с тем, за последние годы не было проведено полноценного исследования ситуации СМИ, чтобы определить основные проблемы и тенденции развития информационного сообщества в стране и разработать эффективную стратегию поддержки СМИ и свободы слова в Таджикистане. Настоящее исследование призвано восполнить этот пробел. В рамках проекта были собраны и проанализированы результаты мониторинга СМИ, также получены мнения ключевых экспертов. В процессе исследования были использованы методы сравнительного анализа базы данных, полуструктурного интервью, а также блиц-опроса.
1. Законодательная база СМИ Республики Таджикистан
Законодательство Республики Таджикистан о деятельности СМИ состоит из конституционных норм, законов и подзаконных актов в сфере СМИ. Работа СМИ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан;
- Закон РТ "О печати и других средствах массовой информации";
- Закон РТ "О телевидении и радиовещании";
- Закон РТ "Об издательском деле";
- Закон РТ "Об информации";
- Закон РТ "Об информатизации";
- Закон РТ " О защите информации";
- Закон РТ "Об авторском праве и смежных правах";
- Закон РТ "О государственной тайне";
- Закон РТ "О перечне сведений, составляющих государственную тайну";
- Закон РТ "О рекламе";
- Закон РТ "Об электронном документе";
- Закон РТ "О праве на доступ к информации";
- Гражданский кодекс;
- Уголовный кодекс;
- Кодекс об административных правонарушениях и ряд других подзаконных документах.
Законодательство РТ о средствах массовой информации теоретически содержит положения, гарантирующие свободу средств массовой информации, систему выдачи разрешений (лицензий) частным телерадиовещателям, систему для обеспечения доступа к информации, имеющейся в государственных органах и правовые требования о том, что внутреннее законодательство должно соответствовать международным стандартам.
Средства массовой информации Республики Таджикистан осуществляют свою деятельность на государственном языке и на других языках в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и законодательством Республики Таджикистан. Государство обеспечивает право граждан Республики Таджикистан на использование родного языка и других языков народов республики при получении и распространении массовой информации.
2. Медиа рынок и реклама в СМИ
Медиа-рынок Таджикистана находится в стадии формирования, и в основном, представлен печатными СМИ. Несмотря на то, что их число продолжает расти, покупательская способность населения остается низкой, что влияет на тиражи и развитие газет.
Реклама в Таджикистане постоянно привлекает новых рекламодателей и объем рекламного рынка Таджикистана стабильно увеличивается. Реклама в Таджикистане развивается в основном за счет телевидения и наружной рекламы, также рекламодателями активно используется пресса и радио.
Существует Закон Республики Таджикистан "О рекламе". Настоящий Закон, регулируя отношения в области рекламы (за исключением политической рекламы), защищает ее от недобросовестной конкуренции, предотвращает: и пресекает ненадлежащую рекламу, способную ввести пользователей рекламы в заблуждение или нанести вред их здоровью, имуществу физических и юридических лиц, образу жизни и достоинству, чести и деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
В республике появились медиа-холдинги, такие как "Чархи гардун" (www.gazeta. tj), "Азия-плюс" (www.news. tj, E-mail: newspaper@asiaplus. tj), "Оила" (www.pressa. tj, E-mail: tojikiston@pressa. tj), "Мушфики", каждый из которых издает по 2-7 газет и журналов, один из них также владеет радиостанцией, и два - информационными агентствами. Следует только отметить, что все издания данных медиа-холдингов стали популярными лишь потому, что они лояльно относятся к политике правительства республики. А критически настроенные издания в РТ попадают в немилость власти и испытывают различное давление со стороны государственных структур.
Распространение продукции средств массовой информации осуществляется издателем непосредственно либо на договорных или иных законных основаниях предприятиями связи, другими организациями, а также гражданами.
Распространение литературы и изданий, в которых содержатся сведения, призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя, порочащие честь и достоинство государства и Президента, пропаганда войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности терроризма во всех его проявлениях или нетерпимости, порнография, призывы к совершению других уголовно наказуемых деяний, запрещается. Запрещается распространение продукции средств массовой информации без указания выходных данных.
Чтобы реклама в Таджикистане достигала поставленных целей, необходимо при планировании размещения рекламы в Таджикистане учитывать не только особенности медиа рынка данной страны, специфику размещения, но и географические особенности, менталитет, национальные особенности аудитории. Реклама в Таджикистане требует взвешенного подхода и восточной мудрости.
3. Печатные СМИ
Одной из главных отличительных особенностей СМИ Таджикистана является полное отсутствие ежедневных печатных изданий. Официально, в соответствии с законодательством Таджикистана, политического контроля СМИ со стороны государства нет. Однако властные структуры практически полностью контролируют производство и распространение печатной продукции. Так, государству принадлежит издательско-полиграфический комплекс "Шарки Озод" - практически единственная крупная типография страны. Печать и другие средства массовой информации в Республике Таджикистан свободны. Каждый гражданин республики имеет право свободно выражать свои убеждения и мнения, распространять их в любых формах в печати и других средствах массовой информации. Государственная цензура и преследование за критику запрещается. Но в тоже время, все газеты, независимо от форм собственности, полностью зависят от правительства, потому что все типографии, имеющие возможность печатать газеты в Таджикистане, являются государственной собственностью или находятся под контролем властей. Критически настроенные издания могут оказаться под угрозой срыва выхода в свет. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, в том числе путем изъятия тиража или его части не допускается иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда. Организации, распространяющие прессу, не имеют права отказываться от заключения договоров по политическим мотивам.
Редакция средства массовой информации является юридическим лицом и действует на основании своего устава. Редакция вправе осуществлять производственно-хозяйственную деятельность на условиях экономической самостоятельности и хозяйственного расчета. Порядок предоставления средствам массовой информации государственных дотаций определяется законодательством Республики Таджикистан.
В Таджикистане издается большое количество частных газет, которые не получают государственных дотаций. Система распространения печати в Республике Таджикистан работает неэффективно, что является одной из причин слабого развития печатных СМИ. Стоимость годовой подписки на издания колеблется от 48 до 85 сомони (8-26 евро), что недоступно уязвимым слоям населения. К распространению по подписке в большей степени склонны правительственные газеты, так как подписка на них в основном осуществляется в принудительном порядке. Таджикская почта и существующее государственное объединение "Таджикматбуот" из-за экономической нецелесообразности доставляет газеты в регионы с опозданием. В Таджикистане отсутствует альтернативная сеть распространения печати. В городах мало киосков, тем не менее, часть читателей покуп...
Средства массовой информации и ребенок
Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМ...
Пути интеграции банковской системы Республики Таджикистан в мировую банковскую систему
Развитие банковской системы как основа экономики государства. Сравнительный анализ функционирования банковской системы Республики Таджикистан и развит...
Средства массовой информации и политическая власть
Понятие политической власти, ее черты. Формы и функции современной организации средств массовой информации. Направления взаимодействия и взаимовлияния...
Проблемы продовольственной независимости Республики Таджикистан
Теоретические аспекты концепции всемирной продовольственной безопасности и ее основные принципы. Анализ современной глобальной продовольственной пробл...
Типология электронных изданий
Понятие "электронное издание", его основные свойства, существующие типологии и классификации. Средства массовой информации как средства донесения инфо...