Репортаж в теленовостях: информационный повод, факты и авторская интерпретация
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Репортаж в теленовостях: информационный повод, факты и авторская интерпретация
Введение
Перед тележурналистами сегодня стоят разные задачи. Но цель у всех одна: донести до массового зрителя неискаженную информацию о жизни в стране и мире. Утверждать извечные человеческие ценности: добро и справедливость. Наконец, обеспечить людей достойным досугом, а также нести высокую культуру и нравственность.
Толчком к теме курсовой работы стала моя первая летняя практика на телевидении. Придя в редакцию, я совершенно не знала, как делать репортаж, но кое-чему научилась, правда, не совсем так, как хотела бы. Я знаю, что совсем скоро мне вновь предстоит прохождение практики. Поэтому я хочу разобраться в выбранной мной теме, досконально проанализировать репортажи на российском телевидении.
Мне предстоит выяснить кое-какие моменты:
1) Какие бывают виды новостных телерепортажей;
2) какой информационный повод соответствует вышедшему в эфир репортажу;
3) какие языковые средства выразительности использует репортер в своем сюжете.
1. Репортаж на телевидении
Репортаж - это событие, показанное во время самого события через репортера, который становится главным и часто единственным героем репортажа. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Зритель становится очевидцем события1
Существует несколько типов новостных репортажей. Рассмотрим типологию Рея Уайта - очень широкую.
Виды новостных репортажей:
1. Ситуативная или независимая новость - обычно относится к репортажу о событии, которое происходит неожиданно (пожар или ограбление банка), но не обязательно это связано с насилием.
2. «Твердая новость» - это запланированное событие, которое иногда связано с незапланированным.
3. «Новость с предысторией» - включает обычно освещение событий и фактов, приведших к событию или конфликту.
4. «Комплект-репортаж» - репортаж, который каким-то образом дополняет материал, идущий в выпуске до него.
5. «Сериал-репортаж» - это группа материалов, объединенных одной темой, определяющих интерес зрителей. Сериал может состоять из 2 репортажей, идущих один за другим в одном выпуске, а может из 10, выходящих в эфир в течении 2 недель. Но большинство сериалов длятся не более недели. Как правило, тема для таких репортажей выбирается достаточно серьезная, способная прилечь большую аудиторию.
6. «Документальный репортаж» - имеет много общего с сериалом, но такой материал, как правило, продолжительнее чем репортаж в сериале, он также посвящен серьезной теме. Иногда после 5-7 документальных репортажей из них монтируется 30-минутный фильм на эту тему, который выходит в эфир спустя некоторое время.
7. «Художественный репортаж» - обычно носит развлекательный и часто (но не всегда) юмористический характер. Он требует более тщательной литературной обработки. Располагаются художественные репортажи чаще всего в конце выпуска. Они заставляют вас смеяться, а иногда заставляют вас думать.
8. «Репортаж-последствие» - обычно рассказывает о последствиях события, основной рассказ о котором мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже год назад до этого.
Кроме широкого варианта, существует узкий вариант новостных репортажей:
1. Твердые, запланированные новости;
2. Ситуативные, незапланированные события - это чаще всего «плохие новости» - пожары, взрывы, аварии и др.
«Газетчики» и «радийщики» вынуждены описывать словом, а за журналиста-телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд - «картинка». Телевизионщик оценивает, какую «картинку» он сможет показать зрителю, поскольку «зрелищность видеоряда - одно из основных условий «смотрибельности» репортажа»1 Немаловажен и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда.
Телевизионный репортаж подразумевает наличие четырех основных элементов:
· Закадровый текст - текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии.
· Видеоряд - смонтированные воедино кусочки видеоизображения, планы, отобранные из исходного, отснятого оператором материала.
· Звуковой фрагмент или синхрон - записанный на видеопленку звук, синхронный изображению.
· Шумы - звук, записанный на пленку, синхронный изображению, который звучит параллельно или вместо закадрового текста.
Кроме описанных четырех основных элементов, телевизионный репортаж, как правило, содержит еще два важных композиционных элемента. Это «стендап» - появление журналиста в кадре - и лид.
l Лид - это первый абзац текста репортажа. В телевизионных репортажах лид - это текст, которым ведущий представляет репортаж. Лиды бывают двух видов: 1) жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный; 2) мягкий лид - это, напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация.
l Стендап - появление журналиста в кадре, в котором обычно задним планом является место событий.
Различают стендапы трех видов: начальный, «мостик» и завершающий. Задача стендапа - «дать понять зрителю, что репортер находится на месте события, где, как считается, информации больше, чем в newsroom»1 Журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок. А текст стендапа непременно должен легко в него вписываться.
1.1 Информационный повод
Информационный повод - это толчок к созданию репортажа. Понятие информационного повода весьма относительно и зависит от многих факторов. Только полная ясность в вопросе, что же подвигло журналиста на создание репортажа, делает конечный продукт труда репортера и оператора интересным зрителю.
Бывает несколько разновидностей информационных поводов. Перечислим некоторые из них:
1. Информационный повод - конфликт.
Репортажи на эту тему нуждаются в освещении взглядов всех конфликтующих сторон. Зачастую репортеру чинят преграды в доступе к той или иной информации. Необходимо учитывать, что информаторы часто предоставляют сведения, разглашение которых выгодно им.
«Внезапно возникший конфликт - событийный репортаж. А затяжной, с множеством хитросплетений с последующим развитием сюжета - чаще всего является поводом для специального репортажа или даже спецпроекта»..
2. Информационный повод - катастрофа.
Катастрофы неожиданны, поэтому основной проблемой бывает невозможность попасть на место событий. Зачастую из-за происшествий бывают нарушены коммуникации. Главное в таких репортажах - красноречивый видеоряд.
Это, несомненно - событийный репортаж. Прямое включение с места трагедии в этом случае было бы как нельзя кстати.
3. Информационный повод - гастроли знаменитости.
Знаменитости, как правило, капризны и уверены в своей вселенской значимости. Поэтому интервьюировать их следует, предварительно почитав биографию и подготовив вопросы. К тому же, знаменитости - они потому и знаменитости, что всем о них все известно. Поэтому при подготовке репортажа надо учитывать необходимость добыть несколько новых, еще никому не известных фактов.
«Чаще всего о знаменитостях готовятся художественные репортажи. Даже известных политиков интересно показать, например, в домашних тапочках или стоящих у плиты» 2.
4. Информационный повод - развитие или последствие событий.
Работая над репортажами о развитии и последствии какого-то события, нужно помнить, что зритель, скорее всего, об этом событии уже позабыл. Поэтому нелишне в каждом репортаже очень коротко напоминать, с чего же все началось.
Репортаж о событии, его развитии и последствиях представляют собой серийный репортаж.
5. Информационный повод - своевременность, дата.
Если тема своевременна, то о ней можно делать самые разные репортажи. Главное, найти наиболее оригинальный способ подачи. Если говорить о дате, тут следует ежегодно искать новые ходы 1
Своевременные репортажи выполняются в самых разных жанрах. Репортажи к дате чаще всего бывают художественными.
6. Информационный повод - близость.
Этот информационный повод наиболее расплывчат и относителен. Репортажи делаются во всех жанрах2.
1.2Авторская интерпретация
Интерпретация - индивидуальная трактовка журналистом выполняемог...
Телерепортаж
Репортаж - одна из основ журналистики. И не только телевизионной. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, раз...
Репортаж на сторінках газети "Вечірні вісті"
Газета "Вечірні вісті" як всеукраїнське видання, що виходить 5 раз на тиждень і орієнтоване на аудиторію в зрілому віці, що цікавиться політичними под...
Репортаж як оригінальний спосіб подачі інформації в умовах жанрової кризи
Репортаж як жанр журналістики, його походження та функції. Етапи становлення, ознаки та види. Мова, стиль та композиція. Майстерність, новації при під...
Создание информационного повода для СМИ
PR – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между некой организацией...