Проблемы медиа-этики: украинский и зарубежный опыт
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Курсовая работа
тема
Проблемы медиа-этики: украинский и зарубежный опыт
Содержание
Введение
1. Медиа-этика: ее сущность, задачи и функции
1.1. Кодек этики для газет и их сотрудников
1.2. Этическая сторона деятельности ТВ
1.3. Кодекс профессиональной этики журналиста
2. Проблемы медиа-этики: украинский и зарубежный опыт
2.1. Конфликт интересов
2.2. Роль журналиста в формировании общественного мнения
2.3. Этические нормы газеты «Вашингтон пост»
2.4. Концепция этических норм МТРК «Мир»
2.5. Система саморегулирования литовских медиа
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Моральный кризис - не то же самое, что падение нравов. Уже поэтому настроения катастрофизма, вполне понятные в применении к состоянию отечественных нравов, не адекватны применительно к ситуации морального кризиса. Конечно, симптомы самого кризиса слишком очевидны и выразительны, чтобы не породить глубокую заботу о судьбе нравственности.
Даже объективное отражение ситуации морального кризиса на ТВ не может не привести к конфликтным взаимоотношениям с аудиторией. Тем более если этот процесс отражения сопровождается вполне субъективным восприятием морального кризиса самими деятелями ТВ. И особенно если такое отражение вольно/невольно происходит вопреки самым элементарным нормам профессиональной этики.
Доказывать же, что ситуация с соблюдением этих норм весьма неблагополучна, не приходится. Разумеется, и самое глубокое понимание природы морального кризиса, и самое взвешенное отношение к нему не дает тем не менее оснований забыть, что сладкая нравственная жизнь никого не ждет - ни человечество в целом, ни российское общество, ни профессиональное сообщество, ни каждого из нас.
В цивилизованном обществе свобода слова гарантируется законом, но она же законом и регулируется. Мы зависимы от юридических и моральных норм, от общественного мнения. При любом плюрализме мнений и свободе слова общество обязано защищать себя от разрушительных воздействий.
Слабоприкрытая политическая ангажированность отечественных масс-медиа достигла закономерного апогея в преддверии выборов. Немало влиятельных журналистов пожертвовали своим добрым именем ради отдельных кандидатов в Президенты. Появились целые издания и телепрограммы, специализирующиеся на “черных досье” и войне компроматов... Столь активное вовлечение четвертой власти в политическую борьбу ничуть не удивляет: за последние несколько лет СМИ уверенно трансформировались в инструменты партий и частных интересов.
1. Медиа-этика: ее сущность, задачи и функции
1.1 Кодек этики для газет и их сотрудников
Ответственность
Хорошей можно назвать газету, которая является справедливой, точной, честной, ответственной и приличной. Ее руководящим принципом является правда.
Она избегает быть вовлеченной в дела, которые могут вступать в противоречие с ее способностью сообщать и интерпретировать новости честно и непредубежденно.
Газета должна быть конструктивным критиком всех слоев общества. Она должна энергично раскрывать проступки и злоупотребления властных структур как в общественном, так и в частном секторе. В редакционной политике она должна выступать в пользу реформ и прогресса в интересах общества. Источники новостей должны раскрываться за исключением тех случаев, когда существуют веские основания не делать этого. Когда необходимо сохранить источник информации в тайне, должны быть представлены причины такой необходимости.
Газета должна опровергать фактами те заявления политических фигур, которые, насколько ей известно, не соответствуют истине или вводят в заблуждение людей. Она должна поддерживать свободу слова и свободу печати, а также уважать право человека на невмешательство в его личную жизнь. Так как первоочередным является право граждан знать правду о важных вопросах, газета должна энергично бороться за доступ общественности к информации о деятельности государственных органов путем обеспечения практики открытых для публики заседаний и открытых архивов.
Точность
Газета должна остерегаться неточности, небрежности, предубежденности или искажения истины, допускаемых в результате либо упора, либо опущения информации.
Она должна признавать все существенные ошибки и исправлять их быстро, помещая поправки на видном месте.
Целостность
Газета должна стремиться к беспристрастному освещению событий и трезвому подходу к противоречивым проблемам. Она должна быть форумом, где было бы возможным обмениваться комментарием и критическими заметками, особенно когда такой комментарий противоречит позиции самой редакции. Редакционные статьи, колонки комментария журналистов и редакторов должны четко отделяться от других материалов.
Газета должна информировать о событиях вне зависимости от своих собственных интересов. Когда речь идет о ее рекламодателях или близких к ней организациях, она не должна сообщать лишь о хороших новостях. Она должна сообщать о событиях, связанных с самой собой или со своими сотрудниками с той же энергичностью и откровенностью, как она это делает по отношению к другим заведениям или лицам.
Забота об интересах общества, бизнеса или отдельных лиц не должна заставлять газету искажать факты или излагать их в ложном свете.
Конфликт интересов
Газета и ее сотрудники не могут иметь каких-либо обязательств перед источниками информации или близкими к газете группами. Следует избегать даже намека на обязательство или конфликт интересов.
Газеты не должны принимать от источников информации или кого-либо другого, находящегося вне журналистского коллектива, что-либо, имеющее денежное выражение. Не могут приниматься подарки, а также бесплатные или со скидкой путевки, развлечения, товары и условия проживания. Расходы, связанные с репортерской работой, должны покрываться самой газетой. Следует избегать особых условий и особого статуса для журналистов. Следует также избегать участия в политике, общественных делах, демонстрациях и общественных кампаниях, которое может повлечь за собой конфликт интересов или видимость такого конфликта.
Работа по совместительству в других органах информации также является наглядным примером конфликта интересов, равно как и работа в организации, которая является потенциальным источником новостей.
Ее сотрудникам следует избегать финансовых вложений или другой, не имеющей отношения к газете, деловой активности, которая может войти в противоречие с возможностью газеты сообщать о новостях или которая может создать впечатление о существовании такого противоречия.
Получение наград и призов не должно быть главной целью при написании или редактировании статей. Следует избегать откровенно коммерческих конкурсов для журналистов, а также таких конкурсов, которые могут запятнать газету или журналистов.
1.2 Этическая сторона деятельности ТВ
Моральный кризис - не то же самое, что падение нравов. Уже поэтому настроения катастрофизма, вполне понятные в применении к состоянию отечественных нравов, не адекватны применительно к ситуации морального кризиса. Конечно, симптомы самого кризиса слишком очевидны и выразительны, чтобы не породить глубокую заботу о судьбе нравственности.
Даже объективное отражение ситуации морального кризиса на ТВ не может не привести к конфликтным взаимоотношениям с аудиторией. Тем более если этот процесс отражения сопровождается вполне субъективным восприятием морального кризиса самими деятелями ТВ. И особенно если такое отражение вольно/невольно происходит вопреки самым элементарным нормам профессиональной этики.
Доказывать же, что ситуация с соблюдением этих норм весьма неблагополучна, не приходится. Разумеется, и самое глубокое понимание природы морального кризиса, и самое взвешенное отношение к нему не дает тем не менее оснований забыть, что сладкая нравственная жизнь никого не ждет - ни человечество в целом, ни российское общество, ни профессиональное сообщество, ни каждого из нас.
Естественно, что проект актуализирован ситуацией с законом о Высшем совете по этике. Возможно, авторы и сторонники этого Закона, отчаявшись в способности самой морали преодолеть кризисную ситуацию с помощью собственно моральных механизмов, решили применить административно-правовую регуляцию? Возможно, они не различают не только природу морали и нравов, но и природу морали и права и потому решили «исправить» нравственную жизнь общества с помощью чуждых морали инструментов? этический телевидение журналист газета
Однако нельзя не увидеть и в этих, вероятно, благих намерениях запрограммированные шаги по дороге в ад. С позиций людей, подписавших Хартию, это провоцирует тенденции к моральному иждивенчеству, отказу части журналистов от саморегуляции, к делегированию индивидуальной и корпоративной ответственности внешнему регулятору, грозит подменой нравственной роли корпоративного духа цеха судебной инстанцией,...
Лоббизм украинский и зарубежный опыт
Этика менеджмента: отечественный и зарубежный опыт
История зарождения, понятие и сущность этики менеджмента. Правила этики в деятельности менеджера предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса, зарубежн...
Организация маркетинговой деятельности предприятия (на материалах ТОО "ИНВЕСТ-МЕДИА с брендом – газета "Бизнес&Власть")
Зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности предприятия (маркетинг в Европе, Америке, РФ). Оценка потребностей читателей деловых изданий. Р...
Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности малого бизнеса: черты, экономические преимущества, проблемы. Современное предпринимател...
Государственная научно-техническая политика и федеральная контрактаная система: зарубежный опыт и возможности его применения в России
Проблемы реализации научно-технической политики в контексте решения задачи модернизации российской экономики и повышения уровня ее конкурентоспособнос...