Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Проблемы медиа-этики: украинский и зарубежный опыт

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Этическая сторона деятельности телевидения. Кодекс профессиональной этики журналиста. Роль журналиста в формировании общественного мнения. Концепция этических норм МТРК "Мир" и газеты "Вашингтон пост". Роль журналиста в формировании общественного мнения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

тема

Проблемы медиа-этики: украинский и зарубежный опыт

Содержание

Введение

1. Медиа-этика: ее сущность, задачи и функции

1.1. Кодек этики для газет и их сотрудников

1.2. Этическая сторона деятельности ТВ

1.3. Кодекс профессиональной этики журналиста

2. Проблемы медиа-этики: украинский и зарубежный опыт

2.1. Конфликт интересов

2.2. Роль журналиста в формировании общественного мнения

2.3. Этические нормы газеты «Вашингтон пост»

2.4. Концепция этических норм МТРК «Мир»

2.5. Система саморегулирования литовских медиа

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Моральный кризис - не то же самое, что падение нравов. Уже поэтому настроения катастрофизма, вполне понятные в применении к состоянию отечественных нравов, не адекватны применительно к ситуации морального кризиса. Конечно, симптомы самого кризиса слишком очевидны и выразительны, чтобы не породить глубокую заботу о судьбе нравственности.

Даже объективное отражение ситуации морального кризиса на ТВ не может не привести к конфликтным взаимоотношениям с аудиторией. Тем более если этот процесс отражения сопровождается вполне субъективным восприятием морального кризиса самими деятелями ТВ. И особенно если такое отражение вольно/невольно происходит вопреки самым элементарным нормам профессиональной этики.

Доказывать же, что ситуация с соблюдением этих норм весьма неблагополучна, не приходится. Разумеется, и самое глубокое понимание природы морального кризиса, и самое взвешенное отношение к нему не дает тем не менее оснований забыть, что сладкая нравственная жизнь никого не ждет - ни человечество в целом, ни российское общество, ни профессиональное сообщество, ни каждого из нас.

В цивилизованном обществе свобода слова гарантируется законом, но она же законом и регулируется. Мы зависимы от юридических и моральных норм, от общественного мнения. При любом плюрализме мнений и свободе слова общество обязано защищать себя от разрушительных воздействий.

Слабоприкрытая политическая ангажированность отечественных масс-медиа достигла закономерного апогея в преддверии выборов. Немало влиятельных журналистов пожертвовали своим добрым именем ради отдельных кандидатов в Президенты. Появились целые издания и телепрограммы, специализирующиеся на “черных досье” и войне компроматов... Столь активное вовлечение четвертой власти в политическую борьбу ничуть не удивляет: за последние несколько лет СМИ уверенно трансформировались в инструменты партий и частных интересов.

1. Медиа-этика: ее сущность, задачи и функции

1.1 Кодек этики для газет и их сотрудников

Ответственность

Хорошей можно назвать газету, которая является справедливой, точной, честной, ответственной и приличной. Ее руководящим принципом является правда.

Она избегает быть вовлеченной в дела, которые могут вступать в противоречие с ее способностью сообщать и интерпретировать новости честно и непредубежденно.

Газета должна быть конструктивным критиком всех слоев общества. Она должна энергично раскрывать проступки и злоупотребления властных структур как в общественном, так и в частном секторе. В редакционной политике она должна выступать в пользу реформ и прогресса в интересах общества. Источники новостей должны раскрываться за исключением тех случаев, когда существуют веские основания не делать этого. Когда необходимо сохранить источник информации в тайне, должны быть представлены причины такой необходимости.

Газета должна опровергать фактами те заявления политических фигур, которые, насколько ей известно, не соответствуют истине или вводят в заблуждение людей. Она должна поддерживать свободу слова и свободу печати, а также уважать право человека на невмешательство в его личную жизнь. Так как первоочередным является право граждан знать правду о важных вопросах, газета должна энергично бороться за доступ общественности к информации о деятельности государственных органов путем обеспечения практики открытых для публики заседаний и открытых архивов.

Точность

Газета должна остерегаться неточности, небрежности, предубежденности или искажения истины, допускаемых в результате либо упора, либо опущения информации.

Она должна признавать все существенные ошибки и исправлять их быстро, помещая поправки на видном месте.

Целостность

Газета должна стремиться к беспристрастному освещению событий и трезвому подходу к противоречивым проблемам. Она должна быть форумом, где было бы возможным обмениваться комментарием и критическими заметками, особенно когда такой комментарий противоречит позиции самой редакции. Редакционные статьи, колонки комментария журналистов и редакторов должны четко отделяться от других материалов.

Газета должна информировать о событиях вне зависимости от своих собственных интересов. Когда речь идет о ее рекламодателях или близких к ней организациях, она не должна сообщать лишь о хороших новостях. Она должна сообщать о событиях, связанных с самой собой или со своими сотрудниками с той же энергичностью и откровенностью, как она это делает по отношению к другим заведениям или лицам.

Забота об интересах общества, бизнеса или отдельных лиц не должна заставлять газету искажать факты или излагать их в ложном свете.

Конфликт интересов

Газета и ее сотрудники не могут иметь каких-либо обязательств перед источниками информации или близкими к газете группами. Следует избегать даже намека на обязательство или конфликт интересов.

Газеты не должны принимать от источников информации или кого-либо другого, находящегося вне журналистского коллектива, что-либо, имеющее денежное выражение. Не могут приниматься подарки, а также бесплатные или со скидкой путевки, развлечения, товары и условия проживания. Расходы, связанные с репортерской работой, должны покрываться самой газетой. Следует избегать особых условий и особого статуса для журналистов. Следует также избегать участия в политике, общественных делах, демонстрациях и общественных кампаниях, которое может повлечь за собой конфликт интересов или видимость такого конфликта.

Работа по совместительству в других органах информации также является наглядным примером конфликта интересов, равно как и работа в организации, которая является потенциальным источником новостей.

Ее сотрудникам следует избегать финансовых вложений или другой, не имеющей отношения к газете, деловой активности, которая может войти в противоречие с возможностью газеты сообщать о новостях или которая может создать впечатление о существовании такого противоречия.

Получение наград и призов не должно быть главной целью при написании или редактировании статей. Следует избегать откровенно коммерческих конкурсов для журналистов, а также таких конкурсов, которые могут запятнать газету или журналистов.

1.2 Этическая сторона деятельности ТВ

Моральный кризис - не то же самое, что падение нравов. Уже поэтому настроения катастрофизма, вполне понятные в применении к состоянию отечественных нравов, не адекватны применительно к ситуации морального кризиса. Конечно, симптомы самого кризиса слишком очевидны и выразительны, чтобы не породить глубокую заботу о судьбе нравственности.

Даже объективное отражение ситуации морального кризиса на ТВ не может не привести к конфликтным взаимоотношениям с аудиторией. Тем более если этот процесс отражения сопровождается вполне субъективным восприятием морального кризиса самими деятелями ТВ. И особенно если такое отражение вольно/невольно происходит вопреки самым элементарным нормам профессиональной этики.

Доказывать же, что ситуация с соблюдением этих норм весьма неблагополучна, не приходится. Разумеется, и самое глубокое понимание природы морального кризиса, и самое взвешенное отношение к нему не дает тем не менее оснований забыть, что сладкая нравственная жизнь никого не ждет - ни человечество в целом, ни российское общество, ни профессиональное сообщество, ни каждого из нас.

Естественно, что проект актуализирован ситуацией с законом о Высшем совете по этике. Возможно, авторы и сторонники этого Закона, отчаявшись в способности самой морали преодолеть кризисную ситуацию с помощью собственно моральных механизмов, решили применить административно-правовую регуляцию? Возможно, они не различают не только природу морали и нравов, но и природу морали и права и потому решили «исправить» нравственную жизнь общества с помощью чуждых морали инструментов? этический телевидение журналист газета

Однако нельзя не увидеть и в этих, вероятно, благих намерениях запрограммированные шаги по дороге в ад. С позиций людей, подписавших Хартию, это провоцирует тенденции к моральному иждивенчеству, отказу части журналистов от саморегуляции, к делегированию индивидуальной и корпоративной ответственности внешнему регулятору, грозит подменой нравственной роли корпоративного духа цеха судебной инстанцией,...

Другие файлы:

Лоббизм украинский и зарубежный опыт

Этика менеджмента: отечественный и зарубежный опыт
История зарождения, понятие и сущность этики менеджмента. Правила этики в деятельности менеджера предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса, зарубежн...

Организация маркетинговой деятельности предприятия (на материалах ТОО "ИНВЕСТ-МЕДИА с брендом – газета "Бизнес&Власть")
Зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности предприятия (маркетинг в Европе, Америке, РФ). Оценка потребностей читателей деловых изданий. Р...

Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности малого бизнеса: черты, экономические преимущества, проблемы. Современное предпринимател...

Государственная научно-техническая политика и федеральная контрактаная система: зарубежный опыт и возможности его применения в России
Проблемы реализации научно-технической политики в контексте решения задачи модернизации российской экономики и повышения уровня ее конкурентоспособнос...