Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Особенности экономической тематики в современных средствах массовой информации

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Экономическая проблематика в СМИ. Основная характеристика средств массовой информации переходного периода. Роль СМИ в экономическом развитии России. Особенности подачи экономической информации в различных типах изданий. Проблемы экономики на телевидении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты экономики в СМИ РФ переходного периода

1.1 Основная характеристика средств массовой информации переходного периода

1.2 Экономическая проблематика в СМИ

1.3 Роль СМИ в экономическом развитии России

2. Особенности подачи экономической информации в различных типах изданий

2.1. Раздел экономики в газете «Коммерсантъ»

2.2. Проблемы экономики на телевидении

2.3. Экономическая тема на страницах «Липецкой газеты»

Заключение

Список литературы

Введение

Демократическое общество создало благоприятные условия для развития коммуникационных систем и системы СМИ. Все больше стран переходит к рыночным отношениям в экономике, в результате чего возникли и продолжают появляться независимые, то есть, не контролируемые правительством средства массовой информации. В целом инфраструктура СМИ развивается неравномерно.

Политические изменения, которые сопровождались экономическими реформами, стимулировались созданием климата дерегулирования, проявившегося в ослаблении законодательных норм, ограничивавших прессу и вещание в России, породили споры о влиянии монополизации и концентрации на систему СМИ, отдельные органы средств информации, журналистов и общество.

Во все времена средства массовой информации уделяли немало внимания экономической теме. Во многих СМИ всегда можно найти для себя всестороннее и глубокое освещение всех экономических процессов и событий, происходящих в этой сфере.

С гиперкоммерциализмом и растущим корпоративным контролем растет и политическое вмешательство в содержание СМИ. В то же время, с возникновением нового типа общества и появлением новых моделей экономики на постсоциалистическом пространстве завершается и переходный период в сфере российских СМИ, которые обрели некоторую определенность и стабильность. Российская журналистика освободилась от авторитарного политического контроля, но ей пришлось приспосабливаться к жестким условиям, которые диктует рынок и медиа-владельцы, сменившие прежних партийных лидеров.

Актуальность темы исследования освещения экономики и финансов в СМИ обусловлена процессами, происходящими в области средств массовой информации в течение последнего десятилетия и особенностей освещения важной экономической и финансовой информации. Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. В настоящее время отмечается значительный рост интереса всех групп россиян к экономическим проблемам. Произошло изменение баланса потребления информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации.

Таким образом, изложенные выше положения, определили выбор темы исследования: экономические особенности СМИ России переходного периода.

Цель исследования: рассмотреть особенности экономической тематики в современных средствах массовой информации.

Объектом настоящего исследования являются экономические проблемы в отечественных изданиях.

Предметом данного исследования выступают технологические приемы и методы распространения экономической информации.

Исходя из цели исследования, необходимо выполнение следующих задач:

1) изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;

2) дать характеристику СМИ переходного периода;

3) рассмотреть экономическую проблематику в СМИ;

4) выявить роль СМИ в экономическом развитии России;

5) охарактеризовать экономические особенности в печатных изданиях и телевизионных передачах России.

Методы исследования. В ходе решения поставленной проблемы использовались различные методы исследования: наблюдение, системный метод. Кроме того, применялись приемы анализа, сравнения, обобщения.

Теоретическая база исследования. В процессе работы над темой исследования изучались труды ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку проблем, связанных с теоретико-практическими исследованиями по данному вопросу. Некоторые аспекты данного вопроса освещены в научных публикациях следующих авторов: Голиковой Л.Б. «Предпосылки возникновения и развития системы деловых журналов», Еременко А.В. «Деловая пресса как специфическая информационная система», Пашкова Г.Н. «Средства массовой информации в переходный период» и др. В научной литературе, периодической печати не достаточно уделяется внимания экономическим особенностям в СМИ России переходного периода.

Научно-практическая значимость курсовой работы. Фактический материал, основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке и изучении лекционных курсов по журналистике на факультетах высших учебных заведениях и других заведениях специального профиля, в спецкурсах и спецсеминарах по изучению данной темы. Положения курсовой работы могут быть использованы и в дальнейших научных исследованиях по данному вопросу.

Структура и объем работы обусловлены актуальностью темы исследования, практической значимостью, целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на параграфы, заключения, списка использованной литературы из 27 источников.

1. Теоретические аспекты экономики в СМИ РФ переходного периода

1.1 Основная характеристика средств массовой информации переходного периода

Очевидно, что советская система СМИ имела более сложную, чем принято думать, структуру и систему внутреннего соподчинения составлявших ее частей, и потому совсем не просто определить, с чего начиналось развитие постсоветской медиасистемы. Дискуссии о средствах массовой информации переходного периода занимали значительное место в исследовательской литературе на протяжении всего последнего десятилетия. Междисциплинарная проблема транзитологии, переходности имеет широкий масштаб и активно обсуждается экономистами, политологами, социологами, исследователями самой разной специализации.

Роль средств массовой информации в переходном периоде привлекала особое внимание по многим причинам. Именно масс-медиа стали и важной движущей силой перемен, и едва ли не первой сферой, в которой постсоциалистический переходный период реализовался на всех уровнях.

Давно замечено, что на крутых изломах истории обществ и государств журналистике выпадает особая роль. В новейшей истории России это проявилось более чем наглядно: в России «гласность» открыла шлюзы реформам и радикальной трансформации общества.

В СССР господствовали предварительная цензура, запрет на оппозиционную печать, государственный контроль над СМИ (особенно в области радио- и телевещания), монополия на подготовку профессиональных журналистских кадров и т.п.

Острая борьба конкурирующих сил за властные рычаги неизбежно приводит в переходные периоды к глубокой, если не абсолютной политизации средств массовой информации, к попытке превратить последние в собственно политическую силу. Это имеет место и в России до сих пор, поскольку переходный процесс в ней еще далек до завершения.

Для России переход к частной собственности составляет всю драму и социальную напряженность ее нынешнего бытия. Распад СССР привел к краху великой державы и ликвидации советской информационной системы, к существенной функциональной трансформации печатных и электронных средств информации.

Одной из основных проблем и сложностей новых масс-медиа оказался вопрос их перехода на предпринимательскую основу, достижения прибыли, финансовой рентабельности, самостоятельности и независимости. Эта новая для российских СМИ сторона деятельности явилась сущим камнем преткновения. Так, отпуск цен в 1992 году привел к тому, что тиражи ранее ведущих газет страны просто рухнули, и тенденция к снижению их тиражей продолжает в основном сохраняться. Даже государственное агентство ИТАР-ТАСС, по заявлению его генерального директора В. Игнатенко, получает только 60 % от необходимых для нормального функционирования средств Пашков Г.Н. Средства массовой информации в переходный период (на примере России и Испании) // Материалы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика» в 4-х томах. Том 2. / Сост. Т.Е. Сафонова. -- М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1997. - С. 72..

Советская система средств массовой информации предполагала:

- жесткое разделение прессы и вещательных организаций (отсутствие концентрации медиаресурсов);

- подчиненность СМИ центральному - партийному и государственному - идеологическому контролю (сверху донизу - принцип демократического централизма);

- центральное место газет и журналов в системе идеологической работы, обусловленное тем, что значительная фрагментация аудитории периодической печати позволяла прицельно обслуживать различные слои и группы населения («читающая страна»);

- наличие централизованной (нерыночной) медиаэкономики, в которой роль коммерческой рекламы ничтожна, но издательская деятельность, основанная на государственном планировании, приносила государству значительные прибыли.

Отличие современной структуры российских СМИ от советской http://bugabooks.com:

- появились новые предпочтения аудитории - преобразование нации...

Другие файлы:

Языковая норма в средствах массовой информации
Понятие языковой нормы. Характеристика, основные виды и функции современных средств массовой информации. Особенности нарушения языковых норм в текстах...

Особенности функционирования отделов культуры в современных печатных СМИ
Понятие отделов культуры в современных печатных средствах массовой информации (СМИ). Жанровое наполнение отделов культуры. Функционирование отделов ку...

Роль неологизмов в языке средств массовой информации и их жизнеспособность
Понятие неологизмов в исследованиях современных авторов. Роль и место неологизмов в стилистике современных средств массовой информации. Новые слова в...

Глобализация мира и актуальные проблемы стран Африки, их отражение в современных средствах массовой информации
Специфика стран африканского континента, причины и характер конфликтов между ними, социальные проблемы. Тенденции развития глобализации. Социально-пол...

Речевая агрессия в печатных средствах массовой информации
Виды речевой агрессии. Способы выражения речевой агрессии в печатных средствах массовой информации. Особенности проявления агрессии в печатных СМИ тот...