Языковая норма в средствах массовой информации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоритические основы исследования
- 1.1 Понятие языковой нормы
- 1.2 Типы языковых норм
- 1.3 Характеристика современных средств массовой информации
- 1.3.1 Виды средств массовой информации
- 1.3.2 Функции средств массовой информации.
- 1.3.3 СМИ как культурно-формирующий фактор.
- Глава 2. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации.
- Заключение.
- Список литературы
Введение
Языковая норма - это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху, это правила выбора и употребления языковых средств. Норма определяет, что правильно и что неправильно. Благодаря нормам язык понятен всем, кто его использует. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики. Нормы могут изменяться с течением времени, но эти изменения происходят очень медленно, постепенно [21, с.7].
Современные средства массовой информации во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня [4].
В этой связи становиться актуальным изучение текстов печатных средств массовой информации на предмет несоответствия их языковым нормам.
С одной стороны, язык массовой коммуникации по-своему обогащает литературный язык, насыщая его оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативной роли языка некоторых СМИ, изобилующего многообразными отступлениями от нормы, наводняющего речь жаргонизмами и иноязычными словами. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы русского языка [4].
В научной литературе этот вопрос находиться в стадии разработки. Много работ посвящено влиянию СМИ на аудиторию, где затрагивается вопрос о том, что средства массовой информации размывает границы между неофициальным общением и официальным публичным общением.
Предметом нашего исследования являются тексты печатных средств массовой информации, а объектом - степень их соответствия нормам русского литературного языка, ошибки и причины их возникновения.
Цель данной работы: подробно рассмотреть тексты печатных средств массовой информации в нормативном аспекте.
Задачи исследования:
- дать понятие языковой нормы и изучить классификацию речевых ошибок;
- дать характеристику печатным средствам массовой информации;
- определить наиболее популярные издания и кратко охарактеризовать их;
- проанализировать конкретные тексты популярных печатных средств массовой информации с точки зрения соблюдения лексических, грамматических и стилистических норм.
Гипотезу данной работы можно обозначить так: проанализировать тексты печатных средств массовой информации при помощи языковых норм русского литературного языка и доказать, что СМИ нарушают нормативные аспекты.
Основными методами исследования в данной работе явились методы:
v Анализ научной литературы;
v Наблюдение;
v Сравнительный анализ.
Работа состоит из двух глав: теоретической и практической основы исследования. В работе было использовано 30 литературных и около 10 электронных источников, а так же выпуски газет 2008-2009 годов издания.
Методологической базой исследования выступают идеи и концепции, изложенные в трудах по актуальным проблемам теории языка и лингвистики: Илья Романович Гальперин, Сергей Георгиевич Кара-Мурза, Людмила Алексеевна Введенская, Людмила Карловна Граудина и др.
Глава 1. Теоритические основы исследования
1.1 Понятие языковой нормы
Языковая норма (норма литературная) - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) [2, с. 36].
Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто ею пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке" [28, c. 47]
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
Ш соответствие структуре языка;
Ш массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;
Ш общественное одобрение и признание.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
· произведения писателей-классиков;
· произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
· публикации средств массовой информации;
· общепринятое современное употребление;
· данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
· относительная устойчивость;
· распространенность;
· общеупотребительность;
· общеобязательность;
· соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы [33].
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Указанное свойство нормы было отмечено профессором Александром Матвеевичем Пешковским, который писал: "Существование языкового идеала у говорящих, - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во всё время его существования".
Профессор Сергей Иванович Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов - наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием). В 60-80-е гг. XX в. литературные произведения и радиопередачи действительно могли служить образцом нормативного употребления. На сегодняшний день ситуация изменилась. Не всякое литературное произведение и не всякая передача по радио и телевидению могут служить образцом нормативного употребления языка. Сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи и периодические издания могут быть использованы как примеры литературно-нормированной речи.
1.2 Типы языковых норм
В литературном языке различают следующие типы норм:
· нормы письменной и устной форм речи;
· нормы письменной речи;
· нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
· лексические нормы;
· грамматические нормы;
· стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
· нормы орфографии;
· нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
· нормы произношения;
· нормы ударения;
· интонационные нормы.
Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, котор...
Стереотипы в молодёжных средствах массовой информации
Характеристика и сущность стереотипов, которые используются в молодёжных средствах массовой информации. Характеристика гендерных стереотипов. Сущность...
Глобализация мира и актуальные проблемы стран Африки, их отражение в современных средствах массовой информации
Специфика стран африканского континента, причины и характер конфликтов между ними, социальные проблемы. Тенденции развития глобализации. Социально-пол...
Духовное помыкание как техника манипуляции в средствах массовой информации
Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации. Духовное помыкание на примере манипуляции в годы перестройки: отбор со...
Специфика приемов и средств языковой манипуляции в интернет-средствах массовой информации
Признаки манипулятивного воздействия. Феномен и механизмы языковой манипуляции. Технологии и классификация инструментов в текстах интернет-средствах м...
Речевая агрессия в печатных средствах массовой информации
Виды речевой агрессии. Способы выражения речевой агрессии в печатных средствах массовой информации. Особенности проявления агрессии в печатных СМИ тот...