Интервью в газете "Аргументы и факты"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание:
Введение
Глава 1.Интервью - как жанр журналистики
1.1 Понятие интервью. Подходы к интервью
1.2 Виды интервью
1.3 Технология подготовки к интервью
Глава 2.Интервью в газете «Аргументы и факты»
2.1 История газеты «Аргументы и факты»
2.2 Особенности интервью в газете «Аргументы и факты»
Заключение
Список литературы
Список источников
Приложение
Введение
В настоящее время журналистика находится на достаточно высоком уровне развития. Современные печатные средства массовой информации резко отличаются от тех газет и журналов, которые существовали в первой половине XX века. Отличаются как по форме, так и по содержанию, штатному расписанию, системе управления технологическим процессом, используемой технике.
Журналистика, как и любой другой вид деятельности, имеет, свою ключевую особенность. Она отличается тем, что у неё есть свои виды жанра. Соответственно каждый жанр имеет свою характеристику, особенную черту, отличающую его от остальных видов жанра.
Одним из жанров публицистической литературы является интервью. Интервью - это беседа, предназначенная для опубликования. Характерной особенностью интервью является то, что изложение фактов или высказывание о событиях ведётся в нём от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста.
В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях - от формы подачи материала до тематики беседы. На протяжении своего развития, как и любое другое направление публицистической литературы, жанр интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования. Рассмотрим жанр интервью на примере материалов газеты «Аргументы и факты».
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются материалы интервью в газете «Аргументы и факты».
Необходимо дать общее определение понятию интервью, рассмотреть интервью в газете «Аргументы и факты» и определить характерные особенности написания интервью газеты «Аргументы и факты».
Целью данной курсовой работы является изучение интервью на основе материалов газеты «Аргументы и факты».
В ходе исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу, посвящённую жанру интервью.
2. Дать общее определение понятию интервью, определить виды интервью.
3. Собрать публикации интервью в газете «Аргументы и факты».
4. Выявить особенности интервью в газете «Аргументы и факты».
Исследование будет проводиться на материалах интервью, опубликованных в газете «Аргументы и факты» за январь - февраль 2012 года. Всего в курсовой работе было проанализировано 8 интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе.
Глава 1. Интервью - как жанр журналистики
1.1 Понятие интервью. Подходы к интервью
Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа. «Интервью - это беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес». 1 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)
2 Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. 4-е издание. М., Московского университета «Высшая школа», 2002. Онлайн версия. Дата обращения 2.05.12.//Сайт: evartist.narod.ru URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm#з_05
3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (онлайн версия) «Интервью в журналистике - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам». А в словаре С.И. Ожегова «интервью - это предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом».
В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью - интервью-методе (способе сбора информации) и интервью-жанре (форме предъявления информации). Таким образом, есть два подхода к изучению интервью - методический и жанровый. Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Второй, жанровый, подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Но в обоих случаях интервью - это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества.
1.2 Виды интервью
В журналистике существует несколько видов интервью, выделенных по разным основаниям: по целям, предмету разговора, по форме, по степени стандартизации, по характеру получаемой информации, по отношению интервьюируемого к интервью, по типу организации интервью.
Виды интервью по целям:
«1. Информационное интервью. Главная цель такого интервью - получить оперативные сведения о том или ином событии, происшествии, явлении. Сведения, которые журналист получает в ходе такого интервью, представляют собой ответы собеседника на вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Однако не стоит ограничиваться этими вопросами. Чтобы получить больше достоверной информации, нужно задавать вопросы, относящиеся непосредственно к человеку или событию.
2. Оперативное интервью - это разновидность информационного, но в более сжатом варианте. Ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному узкому вопросу. Этот вид называется блиц-опрос или опрос на улице. Особенностью такого интервью является одинаковая, фиксированная постановка вопросов. И задаются они как можно большему количеству людей. В зависимости от темы опроса, в нем участвуют представители одной или, наоборот, разных социальных групп.
3. Интервью-расследование. Его проводят для глубинного, более подробного изучения проблемы или события. Оно должно организовываться обстоятельно и с запасом времени. Постановка цели должна быть точной, а на работу с материалами нужно потратить немало времени. Главное продумать вопросы. Не менее важны первый контакт, умение слушать и грамотное владение невербальными формами общения. К каждому персонажу нужно найти индивидуальный подход.
4. Интервью-портрет (персональное интервью) сфокусирован на одном герое. Им может стать любой человек, который проявил себя в общественной жизни и поэтому привлекает взгляды широкой публики. Предметы, детали, которые формируют индивидуальность героя, должны быть переданы зрителю.
5. Беседа (диалог) - разновидность интервью, когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству. Творческая репутация и большой профессиональный опыт являются обязательными условиями такого интервью. Также важно выбрать правильного собеседника. С его помощью журналисту требуется выстроить грамотный и интересный материал». 1
М.И. Шостак в своей книге «Журналист и его произведение» выделяет по признаку предмета разговора, следующие виды интервью:
«1. Информативные интервью. Главный предмет беседы - новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен.
2. Экспертные интервью. Ценность - в точности формулировок, мнение авторитетного человека - самое важное.
3. Проблемные интервью. Главный предмет обсуждения - мнения и сопоставление источников мнений
4. Интервью-знакомства. Они делятся на портретные, разоблачающие с антигероем и звездные интервью. Предметом является личность собеседника».
Классификации интервью по его форме - самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета.1 Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.
Интервью-диалог - это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения.
Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или
не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение.
Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это «круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник. Формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.
Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступ...
Медиатекст: из PR-отдела в СМИ
Отличительные особенности PR-текстов. Медиа-тексты, их своеобразие и место в современных СМИ. Имиджевое интервью: основные признаки и отличия от интер...
Дороги, которые мы выбираем, или Бег по кругу
Эта книга состоит из исторических и политических очерков, эссе, автобиографических интервью, возникших с 1987 года по 2004 год. Публиковалось все это...
Метод интервью
Понятие, специфика и достоинства метода интервью как вида социологического исследования. Классификация форм интервью. Процедура и цели проведения инте...
Интервью для Блога. От начала и до конца
В электронной книге «Интервью для Блога. От начала и до конца» рассказывается о том, как блоггерам научиться брать интервью.Из книги Вы узнаете:Что т...
Имиджевое интервью
Имиджевое интервью, его отличия от остальных PR–текстов. Классификация интервью на примерах информации, распространяемой в Пензенской области. Языково...