Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Деятельность СМИ в области политики

Тип: дипломная работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Методы воздействия СМИ на электорат в период предвыборной кампании. Обзор политической ситуации накануне предвыборной кампании. Оценка эффективности информационного воздействия на политические предпочтения электората на примере выборов в ГосДуму.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1 СМИ как инструмент PR-деятельности в условиях избирательной кампании: теоретический аспект

1.1 СМИ: определение, виды, функции

1.2 Приемы воздействия на политические предпочтения электората в СМИ

Глава 2 Анализ воздействия СМИ на политические предпочтения электората на примере выборов в ГосДуму 2011

2.1 Обзор политической ситуации накануне предвыборной кампании

2.2 Методы воздействия СМИ на электорат в период предвыборной кампании

2.3 Оценка эффективности информационного воздействия в период предвыборной кампании

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Политическая система России радикально отличается от партийно-политических систем демократических стран Западной или Центральной и Восточной Европы, США. Хотя в России принята Конституция, провозгласившая формирование правового государства, разделение властей, независимость суда, свободу деятельности политических партий и средств массовой коммуникации, в действительности ее положения носят декларативный характер, действует государственный контроль над политической сферой и публичным полем, идёт последовательное подавление оппозиции. Чтобы более адекватно оценивать характер и результаты избирательного процесса в России, следует учитывать некоторые особенности массового понимания самой процедуры «выборов», голосования за те или иные партии или за различных кандидатов в президенты, различать типы электорального поведения в условиях политической и гражданской несвободы.

Любые мероприятия кампании: митинги, концерты, демонстрации, конференции и т.д., и даже сама работа штаба кандидата являются информационными поводами. В более широком смысле под информационный повод попадает вся деятельность кандидата во время выборов. Этим охотно пользуются кандидаты от власти: во время избирательной кампании они принуждают СМИ освещать каждый свой шаг, применяя как разрешенные, так и запрещенные методы агитации.

Генерация информационных поводов является одной из самых трудоемких задач избирательной кампании в смысле вложения в нее интеллекта. Их вероятный набор ограничивается лишь творческой фантазией кандидата и его штаба. Указать какие-либо общие правила и приемы тут не совсем возможно.

Поэтому, необходимо четко понимать какие методы манипулятивного воздействия СМИ особенно актуальны, значимы и действенны. Так как именно посредством СМИ можно манипулировать общественным сознанием большинства избирателей.

Степень научной разработанности проблемы. В данной работе использованы научные труды ученых, занимающимися проблемами «PR-технологий в политике», «Политической рекламой», «Социологией политики», занимающихся исследованиями роли, места и методов воздействия СМИ в политике: Бакшина В.В., Варакуты С.А., Засурского Я. Н., Королькова В.Г., Левады Ю., Манойло А.В., Пугачева В.П.. и др.

Объект исследования: деятельность СМИ в области политики.

Предмет исследования: методы и приемы манипулятивного воздействия СМИ на предпочтения электората на примере выборов в ГосДуму 2011года.

Цель исследования: заключается в проведении сбора сведений, анализа научных публикаций и научной литературы, а также в проведении анализа методов и приемов, влияющих на избирательные предпочтения электората.

Задачи исследования:

- изучить сущность СМИ, ее виды и функции;

-определить существующие приемы воздействия на политические предпочтения электората в СМИ;

-провести обзор политической ситуации накануне предвыборной кампании;

-выявить методы воздействия СМИ на электорат в период предвыборной кампании;

- проанализировать эффективность информационного воздействия в период данной предвыборной кампании;

Практическая значимость работы: может быть использована как основа для проведения более масштабного социолого-политического исследования, возможностей и альтернатив методам и приемам воздействия СМИ на электорат, а также как информационно-исследовательская база для политологов, социологам, аналитикам.

Глава 1. СМИ как инструмент PR-деятельности в условиях избирательной кампании: теоретический аспект

1.1 СМИ: определение, виды, функции

В жизни людей особое место занимает процесс коммуникации между ними. Современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия, между людьми, пространственно отдаленными друг от друга.

Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. В XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.

Причем, понятия СМИ (средства массовой информации) и СМК (средства массовой коммуникации) принято отождествлять как равнозначные.

В современной литературе встречаются достаточно разные по своей природе и сущности толкования понятий СМИ и СМК.

Так, например, Н.И.Королева в диссертационном исследовании предлагает употреблять СМК наравне с СМИ. И отмечает, что оба эти термина обозначают в принципе один и тот же объект. При этом автор отмечает, что понятие «коммуникация» шире, нежели «информация».

А.В. Шариков, развивает эту мысль так: «СМК выступают, прежде всего, как средства массовой трансляции культуры (в широком смысле). Тогда условие массовости следует понимать как условие «тиражируемости социокультурной информации» [Шариков, А.В.,2005, с. 23].

Отсюда вытекает, что СМК - средства массового тиражирования социокультурной информации». Расширяя данное понятие, А.В.Шариков определяет массовую коммуникацию как «социокультурный феномен, состоящий в формировании и поддержании социальной общности путем массового тиражирования и распространения социально значимой информации и установления между «распространителями» и «получателями» этой информации обратной связи, которая носит, как правило, отсроченный характер» [Шариков, А.В.,2005, с. 24]. В данном определении делается акцент на коммуникативную и осведомительную функции явления, подчеркивается взаимосвязь аудитории с СМК.

Таким образом, СМК - понятие более широкое и емкое, включающее в себя всю систему средств. Общим признаком и СМК и СМИ является возможность массового тиражирования информации, т.е. распространение большого числа экземпляров. СМИ занимается сбором, анализом, переработкой, хранением и распространением актуальной, социально-значимой информации. Тогда как СМК осуществляет общение социума, рассредоточенной аудитории на основе информации, а не только производство и передачу информации. Коммуникация не существует без информации. Из чего следует что, СМИ может рассматриваться как основная составляющая СМК, а не его тождеством. Синонимичным термином СМК можно считать термин «масс-медиа», общеупотребимый в зарубежных источниках («mass media») [Варакута С.А.,2009, с. 53].

Иными словами СМИ это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты -- публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся:

ѕ пресса;

ѕ массовые справочники;

ѕ радио;

ѕ телевидение;

ѕ кино- и звукозапись;

ѕ видеозапись [Бакшин В.В.,2009, с. 49].

В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

ѕ сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

ѕ располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

ѕ иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

ѕ структу...

Другие файлы:

Теоретические основы деятельности Департамента молодежной политики Оренбургской области
Уровень развития патриотического воспитания в Оренбургской области. Государственное регулирование выполнения региональной целевой программы в этой сфе...

Реализация миграционной политики в Еврейской автономной области
Формирование нормативно-правовой основы миграционной политики, ее задачи и принципы. Анализ иммиграционной обстановки в Еврейской автономной области....

Формирование учетной политики предприятия
Сущность учетной политики, её значение и требования к ней предъявляемые. Принципы и основы формирования учетной политики. Методологическое обеспечение...

Формирование налогово-бюджетной политики субъектов Российской Федерации на примере Кемеровской области
Экономическая сущность, цели и инструменты бюджетной политики. Раскрытие специфики формирования налогово-бюджетной политики на региональном уровне в Р...

Развитие социально-экономической политики Мурманской области
Комплекс мер, осуществляемых, региональными органами власти в области социально-экономической политики. Анализ и оценка результатов проведения социаль...