Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Анализ специфики редакторской подготовки энциклопедий для детей младшего школьного возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Характеристика целевого назначения энциклопедии, предназначенной для детей младшего школьного возраста. Особенности композиции энциклопедических изданий и редакторской работы над языком и стилем при подготовке справочных изданий для младших школьников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной информационной революции, связанной с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы и с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Изменение роли и значения информации в обществе, появление такого культурологического явления, как Интернет, требует поиска новых подходов к изданию традиционной печатной книги, обеспечивающих её жизнеспособность в контексте построения открытого общества знаний.

Происходящие общественные трансформации самым непосредственным образом влияют на детскую справочную литературу, впервые ставят вопрос о «границах» пространства печатной справочной книги (в условиях доступных электронных источников) и функциях традиционных энциклопедий для детей. В связи с этим представляется научно значимой проблема поиска путей оптимизации печатных энциклопедических изданий для детей, способных конкурировать с Интернет-изданиями и подготовленных с учётом всех требований, предъявляемых к справочным изданиям - а именно энциклопедиям - для младших школьников.

Актуальность темы дипломной работы обусловливается следующими позициями:

- возрастающей потребностью детей младшего школьного возраста в познавательных изданиях, помогающих получить интересующие их сведения о разнообразных процессах, предметах и явлениях;

- наличием на книжном рынке страны множества энциклопедических изданий, рассчитанных на детскую читательскую аудиторию, но подготовленных без учёта специфики восприятия информации детской аудиторией, в частности, детьми младшего школьного возраста;

- отличиями в процессе редактирования детских и взрослых справочных изданий;

- отсутствием в изданиях по редактированию справочной литературы, а также в изданиях по редактированию детской литературы, конкретных рекомендаций по редактированию энциклопедических изданий для детей младшего школьного возраста;

- необходимостью определения ключевых моментов в редактировании детской справочной литературы.

Цель дипломной работы - выявить специфику редакторской подготовки энциклопедий для детей младшего школьного возраста, определить ключевые моменты редактирования подобных изданий.

В соответствии с поставленными целями в работе решаются следующие задачи:

- охарактеризовать особенности изучаемой читательской аудитории;

- определить целевое назначение энциклопедии, предназначенной для детей младшего школьного возраста;

- изучить характер информации, содержащейся в энциклопедических изданиях для детей;

- рассмотреть особенности композиции энциклопедических изданий и энциклопедии для детей младшего школьного возраста в частности;

- выявить особенности редакторской работы над языком и стилем при подготовке справочных изданий для детей младшего школьного возраста;

- исследовать особенности редакторской подготовки фактического материала для статей детской энциклопедии;

- проанализировать основные тенденции художественно-технического оформления энциклопедических изданий для детей младшего школьного возраста;

- определить основные принципы работы редактора над энциклопедией для детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования являются энциклопедии для детей младшего школьного возраста серии «История человечества»: «Начало всех начал», «Тайны древних цивилизаций», «Честь, крест и меч», «Заря нового времени», детская иллюстрированная энциклопедия «Я познаю мир», «Энциклопедия для мальчиков. Знай и умей!» детская электронная энциклопедия («Потому.ru»), «Большая Советская энциклопедия».

Теоретическую базу дипломной работы составили учебные и научные издания, посвященные проблеме оптимизации справочной литературы для детей, в частности работы Огар Е.І. «Дитяча книга: проблеми видавничої підготовки», «Редакторская подготовка изданий» под ред. С. Г. Антоновой, В. И. Васильева, И. А. Жаркова и пр., Сикорского Н. М. «Теория и практика редактирования», Партико З. В. «Загальне редагування: нормативні основи».

Предмет исследования - аспекты редакторской подготовки энциклопедий для детей младшего школьного возраста, особенности редактирования данного типа изданий.

Методы исследования: информационный поиск, сопоставление, обработка и анализ данных, лингво-стилистический, структурный анализ полученной информации.

Научно-практическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована в курсе преподавания специальных дисциплин, например «Справочная литература. Учебная литература», «Научно-популярная литература. Детская литература».

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех разделов, выводов и списка литературы из 50 источников.

Общее количество страниц: 103.

Раздел 1. Определение концепции издания

Работа редактора над созданием издания многофункциональна и разнообразна. В своей деятельности редактор пользуется подходами, которые обусловлены спецификой редакционно-издательского процесса и включают определенные принципы, методы и способы действий. Необходимое условие успешной работы редактора - осознанное творческое и самостоятельное осуществление своих функций, основанное на знании ее сущности, структуры и механизма редактирования.

Цель деятельности редактора всегда конкретна. Она заключается в создании, выпуске и распространении такой книги, которая соответствует читательским потребностям и спросу [23]. При этом книга может рассматриваться с позиций объективно необходимых, то есть общественных, или субъективно личностных потребностей. В первом случае речь может идти о книге, которая требуется для решения социально значимых задач, обусловленных прежде всего интересами общества, например, об учебной книге, во втором - о книге, нужной разнообразным категориям читателей в соответствии с их личными интересами.

Еще одна сторона цели деятельности редактора - экономическая. Задача заключается в том, чтобы издать рентабельную книгу и получить доход от ее реализации. В современных экономических условиях редактор не может не считаться с тем, что издательское дело является бизнесом, и книги необходимо ориентировать на покупателя. Так что, говоря об экономической стороне деятельности редактора, нужно иметь в виду коммерческий аспект.

Редактор должен быть всегда готов ответить на вопрос: какая книга нужна читателю, а еще точнее - какую книгу в состоянии купить читатель. В работе над книгой редактор не может игнорировать сложившееся представление о ней как о товаре. Однако он должен знать, как обеспечить в книге сочетание духовного и материального.

В целом и общем деятельность современного редактора отличает то, что она имеет творческий, проектно-конструкторский, программирующий характер и охватывает все процессы и действия, обеспечивающие создание и распространение книги, нужной обществу и конкретным категориям читателей.

Следует учитывать, что все виды работ над литературным произведением связаны с планируемым изданием.

Издание - это «произведение печати, подготовленное с целью передачи читателю содержащегося в нем литературного или изобразительного материала» [14]. Издание имеет определенную внешнюю форму, соответствующее художественное оформление и полиграфическое исполнение и установленные выходные сведения. Все его материалы проходят редакционно-издательскую обработку. Первоочередная задача редактора при разработке модели будущего издания заключается в четком определении тематики и направленности издательского проекта.

Следует помнить, что именно от позиционирования издания, разработки концепции зависит будущий его успех на книжном рынке. Крайне важно верно определить основные параметры, которые необходимо учитывать при подготовке издательского проекта.

Конструкция издания, его тематика, структура, характер подачи информации, определяются, прежде всего, на основании вышеперечисленных аспектов.

Данная дипломная работа посвящена подготовке энциклопедического издания. Особенностью проекта является направленность концепции на детскую читательскую аудиторию.

Прежде всего, определяется тип предполагаемого издания.

Справочным изданием называют «издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения» [35].

Детская познавательная литература направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальной сферы ребенка, накопление им определенных знаний [26].

К важнейшим разновидностям справочных изданий относятся словари, справочники, энциклопедии. Их видовой ряд чрезвычайно разнообразен - от многотомных универсальных энциклопедий до компактных справочников, имеющих узкую целевую направленность (путеводитель, проспект, каталог). Это связано с тем, что справочное издание может содержать любую информацию (по тематике, научному уровню материала, способам изложения, объему и т.д.) и предназначаться для любой читательской категории.

Наиболее общей функцией справочных изданий является справочная функция: они предназначены для получения сведений разнообразного характера, суммируют знания, накопленные наукой и практикой [3...

Другие файлы:

Воспитание чувства бережливости у детей младшего школьного возраста
Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста. А...

Особенности адаптации часто болеющих детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Отечественная система организации медицинской помощи. Изменения личности пр...

Организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства
Творческое развитие личности. Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста. Культурно-досуговые учреждения и их возможности в ра...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Особенности психодиагностики детей школьного возраста. Развитие мотивации до...

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Понятие ЗПР и причины её возникновения. Особенности психических процессов и личностной сфе...