Организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Курсовая работа
«Организационно-управленческие методики в СКД»
Тема: Организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты исследования организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста
- 1.1 Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия)
- 1.2 Исследование творческих способностей
- 1.3 Стимулирование как проблема исследования
- 1.4 Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления
- Выводы по Главе 1
- Глава 2. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства
- 2.1 Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста
- Выводы по Главе 2
- Глава 3. Основные направления развития организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства
- 3.1 Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии школьников
- 3.2 Характеристика танцевального клуба «Maxi Dance»
- 3.3 Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам.
- Заключение
- Список литературы
- Введение
«С 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет.
Начиная с 2008 г. следует ожидать нового сокращения числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начал 90-х годов. Очевидно, число детей и молодежи после 2007 г. будет уменьшаться.
По результатам комплексных медицинских осмотров детей и подростков России (2000 г.) только 15% детей оказались признаны здоровыми. Доля гармонично развитых детей и подростков (с правильным телосложением, соответствием роста и веса), по данным Минздрава РФ, составляет всего 8,5% всех школьников с 1-го по 11-й классы. У 40-45 процентов школьников имеются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям и инвалидности в более зрелом возрасте. Порядка 1,1 млн. детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков (до 18 лет) страдают тяжелыми неврозами и душевными заболеваниями» Ювенология и ювенальная политика в XXI веке /Под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004. С.34-35..
На фоне такого состояния российского общества начала XXI века, забота о подрастающем поколении, - проблема первоочередная и абсолютно актуальная.
Дети, как самое младшее поколение нашей страны требуют самого внимательного отношения, так как это частица нас самих, это наше будущее.
Необходимо быть образцами положительного отношения к физической культуре и спорту, к активному досугу.
Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному и танцевальному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия учреждения дополнительного образования создают условия для преобразования современной системы образования, ее перспективного развития в целях предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор образования, права на образовательные услуги более высокого качества Культурно-досуговая деятельность /Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998; Волохов А.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991..
Привлечение детей к активным формам досуга, организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей любого возраста в целом и младшего школьного возраста, в частности, является актуальной проблемой современности.
Проблема изучения стимулирования творческого развития детей многоаспектная, и поэтому является недостаточно разработанной в научных исследованиях.
Таким образом, неразработанность этой проблемы в силу ее многокомпонентности и значимости определяют данное исследование как актуальное.
Область исследования: культурно-досуговая деятельность.
Объектом исследования является творческое развитие детей средствами танцевального искусства.
Предмет исследования - танцевальное искусство как организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития младших школьников.
Была поставлена и реализована следующая цель: исследование организационно-педагогических условий творческого развития младших школьников средствами танцевального искусства.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех интересующих вопросов:
· проанализировать научную литературу, включая периодические издания;
· материалы исследований по данной тематике;
· изучить анатомо-физиологические особенности развития младших школьников;
· провести констатирующий эксперимент состояния творческого развития младших школьников перед началом занятий танцевальным искусством;
· провести формирующий эксперимент, направленный на творческое развитие младших школьников спортивными танцами;
· на основании полученных результатов, сделать выводы и заключение об организационно-педагогических условиях стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства.
Гипотеза: танцевальное искусство, а именно спортивные танцы, являются средствами организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста.
Результатом исследования является подтверждение или опровержение гипотезы.
Методы исследования:
· анализ научной литературы, материалов периодической печати;
· наблюдение
· тестирование по авторской методике «Оценка успешности артиста»
· тестирование по авторской методике «Удовлетворенность».
· математико-статистическая обработка данных
· анализ результатов наблюдения и тестирования;
· выводы.
Исследование проводилось на младшей группе танцевального клуба «Maxi-Dance». Выборку составили: 1-е классы (7 лет) 13 человек; 2-е классы (8-9 лет) 8 человек. Итого: 21 человек.
Основанием для проведения эксперимента в данном клубе было то, что автор данного исследования является руководителем (тренером) этой группы детей танцевального клуба «Maxi-Dance». 21 человек - выборка достаточная для проведения эксперимента.
Работа состоит из 3-х частей:
1 часть - теоретический анализ данной проблемы;
2 часть - экспериментальное исследование;
3 часть - анализ полученных результатов.
Список использованной литературы содержит более 50 источников.
Этапы исследования
1-й этап проходил в момент поступления в групп (предварительный), заключался в элементарном наблюдении музыкальных способностей ребенка: чувства такта, ритма и т.д., затем в течение первых двух занятий фиксировалось в журнале то, что ребенок уже может и знает, так как некоторые дети уже занимались в других группах в других клубах. Это этап констатирующего эксперимента. Календарно это было август-сентябрь в зависимости от поступления ребенка в группу.
2-й этап - формирующий эксперимент - заключался в каждом занятии, на которых отрабатывались каждые па танцевального движения, создавались пары, непосредственно танец. Этот этап длился первых три месяца, результатом которого были предварительные конкурсные выступления. И затем следующие три месяца.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста
1.1 Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия)
Творческое развитие ребенка, как и человека вообще связано с развитием и становлением личности.
Современные исследователи отмечают: «Современный спортивный танец - понятие, связанное с широким спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких наук, как педагогика, психология, этика, эстетика, социология, философия, режиссура» Ронь И.Н. Психолого-педагогические условия эмоциональной устойчивости современного спортивного танца: Автореф. дис. … канд пед наук. М., 2006. С.3..
Сегодня наука трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек ка...
Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе. Характеристика младшего школьного возраста в контексте формирова...
Психолого-педагогические условия умственного воспитания детей младшего школьного возраста
Особенности развития детей раннего возраста, педагогические условия их развития и опытно-экспериментальное исследование. Реализация педагогических усл...
Психолого-педагогические основы развития живописного восприятия детей младшего школьного возраста
Особенности психолого-педагогических методик преподавания изобразительного искусства. Способы развития живописного восприятия у детей младшего школьно...
Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства
Психологическое развитие детей младшего школьного возраста. Специфика формирования нравственных ценностей. Процесс организации детского творчества. Во...
Обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Анализ и ре...