Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Анализ альманаха как типа издания

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
История формирования и становления альманаха как типа издания. Анализ альманаха "День поэзии". Необычайная популярность литературных сборников в Западной Европе в период с половины XVIII по первую треть XIX в. Первый российский литературный альманах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Анализ альманаха как типа издания

Ведение

Курсовая работа посвящена анализу альманаха как типа издания (на примере альманаха «День поэзии». Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку на протяжении всех этапов своего развития альманах занимал особое и весьма значимое место в литературном процессе. Кроме того, альманах можно считать уникальным типом издания, которое отличается переходностью. Альманах занимает пограничное положение между литературой и журналистикой. На сегодняшний день альманах не ушел в прошлое, он продолжает жить в современном медиапространстве, правда реализация его преимущественно совершенно иная - в сети. Вместе с тем, печатные альманахи также издаются.

Главной целью работы является: выявление и изучение главных особенностей альманаха как типа издания.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть историю формирования и становления альманаха как типа издания.

2. Дать общую характеристику альманаха как типа издания.

3. Провести анализ альманаха «День поэзии», который издавался в советские годы.

Предмет исследования - альманах как тип издания.

Объект исследования - особенности альманаха «День поэзии».

1. Альманах как тип издания

1.1 История формирования и становления альманаха как типа издания

Множество типов периодических изданий имеют свои прообразы, однако в наши дни достаточно сложно выявить эти прообразы для газет или журналов, так как эти периодические издания относятся к эпохе Нового времени. Альманах же отличается от них, так как именно ему удалось сохранить свое первоначальное имя и вид. Начало богатой истории альманахов лежит еще в Средневековье, когда появились первые альманахи-календари. Так как первый альманах был выпущен на Востоке, название имеет восточное происхождение: арабское слово al-mana можно перевести как «время», «мера», «календарь». Календарная семантика и по сей день прослеживается в современных альманахах, особенно если дело касается продукции, размещенной в интернете.

В разные исторические эпохи следующие обозначения выступают в качестве взаимозаменяемых типовых обозначений: «альманах / «календарь» («месяцеслов») / «карманная книжка» / «сборник». Как отмечает Ю.Б. Балашова, древнейший сакральный календарь стал первоосновой для появления календарной словесности, а именно, загадок, пословиц, гороскопов и пророчеств, поэм, а впоследствии альманахов и сборников, вроде «Круга чтения» Толстого.

Альманах определяют как издание, которое представляет собой трансформацию календаря, особое приложение к календарю, которое носит литературный характер. Такое определение основывается на календарных истоках издания.

В середине XIX столетия альманаху была дана следующая характеристика: ранее так назывались календари или месяцесловы, в которым присоединялись астрономические и астрологические предсказания на будущий год; теперь же так называется собрание произведений одного или разных авторов, причем, произведения носят беллетристический или научный характер, кроме того, для альманаха не обязательно наличие календаря. Таким образом, альманах значительно изменился в плане содержания.

Однако, альманах унаследовал не только имя, но также и саму универсальную календарную (в узком смысле - табличную) структурную базу, которая характеризуется наличием контраста, основана на последовательном чередовании. Именно по этой причине альманах часто тяготеет к детальным датировкам и устойчивому включению музыкальных нот.

В альманахах XIV-XV в содержались расположенные по неделям и месяцам дни года. Они включали в себя сведения об астрономических явлениях, указания праздничных дней. В такие альманахи часто включались астрономические предсказания, прогнозы погоды. Также были рекомендации по поводу бытовых вопросов, указывались дни проведения сельскохозяйственных работ. В некоторых можно было обнаружить даже астрологические прогнозы.

В целом, рукописный альманах, предназначался для того, чтобы его использовали в наступающем году, а напоминал своего рода справочник. Тем самым он выступает в качестве и смешанного и своего рода адаптированного аналога основных - церковного и народного - календарей.

Как отмечал известный библиофил начала ХХ в. Н.В. Соловьев (он занимался изданием журналов «Антиквар» и «Русский библиофил»), календари употреблялись с давних пор, в частности, ещё древние греки и римляне их использовали. Однако после принятия христианства вместе с Библией они стали играть роль настольных книг.

Первый календарь-альманах был издан в Вене в 1460 году. Особой популярностью они пользовались в средние века в связи с растущим интересом к астрологии в то время. Следуя из всего ранее сказанного, мы можем охарактеризовать альманах, как любимую, распространенную книгу, которая стала прообразом периодической печати.

Итак, из-за того, что самыми интересными для читателя в альманахе были астрологические сведения, что вызвало ряд охранительных действий со стороны государства, со второй половины XVI в. во многих странах такие издания стали вытеснять (например, во Франции 60-х гг. XVI в. были изданы запретительные указы относительно альманахов-календарей).

В целом, появившиеся в России альманахи имели западное происхождение, в них включались гадания, гороскопы, астрологические предсказания и т.п. Можно было встретить в альманахах и описания магических обрядов. В эпоху Петра Великого «звездочетские» альманахи ушли в прошлое, а на смену им пришел официальный (гражданский), но также носивший астрологический характер, Брюсов календарь.

В последней трети XVII в. альманах начал дробиться и разделяться. В те альманахи, которые предназначались для высших придворных кругов, входила официальная информация, связанная с торжественными событиями придворной жизни, генеалогические данные, данные о почте и предстоящих ярмарках. К числу наиболее ранних сборников такого типа относится «Королевский Альманах» (Almanach Royal), изданный в 1679 г. в Париже.

Также во многие альманахи стали включать литературные вырезки и другой материал. Главное место занимали малые стихотворные и прозаические произведения. К информации календарной стали добавлять не официальные сведения, а стихотворения или маленькие рассказы, анекдоты, сатиру и т.д. Таким образом, с течением времени календарное содержание было вытеснено литературным.

В России того времени академические календари-альманахи представляли высокую «традицию» данных изданий, они трансформировались в юбилейные сборники, которые носили научный характер.

Можно заметить, что газета на самом раннем этапе, несмотря на полярную позицию по отношению к альманаху, была достаточно близка к нему. Дело в том, что самые первые газеты Европы, как правило, были приурочены к крупным ярмаркам (проводившимся один-два раза в год), в газетах содержалась информация различного характера: занимательная, полезная, предсказания.

Формированию главных разновидностей способствовало первичное разделение альманахов в середине XVIII в. Альманах «…становится литературным сборником, содержащим в себе произведения разных авторов, сначала в виде стихотворений, рассказов, очерков, а в дальнейшем и статей различного характера», но в то же время «помимо литературных альманахов существовали и узкоспециальные - в частности, речь идет о дипломатическом, гастрономическом, статистическом и др. видах альманаха».

В начале XX в. польским исследователем Антони Потоцки отмечалась необычайная популярность литературных сборников в Западной Европе в период со второй половины XVIII по первую треть XIX в. Кроме того, он также говорил о том, что альманах носит календарный характер альманаха.

Как самый яркий пример литературных альманахов Европы того времени можно выделить «Musen-Almanach», который издавался в Германии и получил широкое распространение. Целью этого издания было объединение известных литературных деятелей того вреени. Данный тип альманаха затем появился и в России и долгое время сохранял устойчивую позицию. В аналогии с немецким в России появляется «Альманах Муз», посвященный поэзии. Ю.Б. Балашова отмечает, что временной охват и общий характер культивирования «Альманахов Муз», как в Германии, так и России, свидетельствуют о роли альманаха как средства продвижения национальных литератур».

По мере развития альманах почти полностью отбросил календарную основу, однако, не смотря на это, та или иная черта этой основы прослеживалась в процессе последующего развития этого типа издания. Выражались эти черты в «календарном», т.е. неоднородном составе участников. На развитие альманаха как типа издания оказало влияние то, что альманахи помогали начинающим писателям обнародовать свои произведения, тогда как публика могла легко ознакомиться с современными произведениями как уже известных, так и новых литературных деятелей.

Календарная историческая основа в некоторых случаях находила свое прямое выражение. Так, еще во второй половине XIX в. были популярностью пользовались особые календари, которые предназначались для народного чтения. Существовала и простонародная лубочная литература, в которое давались рекомендации, к этому же типу относились письмовники, сонники, поваренные и гадательные книги, д...

Другие файлы:

У рыбацкого костра
Избранные страницы альманаха "Рыболов-спортсмен". Сборник приурочен к выходу 50-го номера и содержит лучшие произведения прозы, опубликованные на стра...

Теоретико-типологический анализ периодического издания "Домашняя газета"
"Домашняя газета" как семейный еженедельник с общепопулярной тематикой. Авторский состав издания. Анализ композиционно-графической модели: графический...

Возвращение памяти. Историко-архивный альманах. Вып. 3
В третьем выпуске альманаха, продолжающем издания 1991 и 1994 гг., публикуются новые материалы о массовых репрессиях в России при коммунистическом реж...

Контент-анализ корпоративного издания на примере анализа содержания журнала "Аэрофлот"
Понятие и функции корпоративного издания как социокультурного феномена. Создание содержательной модели клиентских средств массовой коммуникации; конте...

Анализ литературно-художественного издания автора А.В. Якушева "Притчи. Дорога без конца"
Текстовые и изобразительные оригиналы, их назначение, типы и особенности. Формат издания и полосы набора. Производственные требования к шрифтам. Оформ...