Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся с девиантным поведением

Тип: доклад
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Становление личности человека, осознание своей жизни в целом, оценка реального мира. Проблема эмоциональной неустойчивости в подростковой и молодежной среде. Понятие о социальных условиях в учебной и трудовой деятельности. Значение здорового образа жизни.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Тема

«Формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся с девиантным поведением»

Подростковый период -- один из самых благодатных для становления личности человека для осознания своей жизни в целом, оценки реального мира. В ранней юности естественным является желание изменить мир. Отсутствие жизненного опыта придает смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни.

По моим наблюдениям, что пришедший контингент уже приходят к нам с неблагоприятным для здоровья психическим состоянием, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх, раздражительность, агрессивность, депрессия и т.д. Трудные жизненные ситуации, кризисы, стресс, конфликты предъявляют повышенные требования к ресурсам личности. С этим связан интерес к изучению эмоциональной устойчивости человека относительно различных воздействий внешней среды, а также способов рационального использования индивидуальных возможностей, овладения навыками саморегуляции поведения и эмоционального состояния.

Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости стоит в подростковой и молодежной среде. Так, исследования российских психологов последних лет показывают, что 90% подростков находятся в состоянии эмоционального напряжения, а 75% из них имеют уже те или иные заболевания стрессовой этиологии.

Основная задача образования - дать каждому обучающемуся, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение -- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамики составных частей отклоняющегося от нормы или гармонии поведения. К типам девиантного поведения относят разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимодействия индивида с реальностью и механизмов возникновения поведенческих аномалий. Формы девиантного поведения включают в себя клинические проявления отклоняющегося поведения.

Так как я работаю воспитателем в общежитии. Цель моей работы занять обучающихся во внеучебное время, то есть организовать досуг в общежитии. Моя задача состоит в том, чтобы научить обучающихся рационально и с пользой проводить свой досуг, привлечь обучающихся с девиантным поведением к организованной досуговой деятельности, освободить их от влияния неформальных объединений.

Поэтому я среди обучающихся проживающих в общежитии провела анкетирование «Юный друг» (приложение № 1), где меня интересовал вопрос: «Какие гигиенические сведения о курении, алкогольных напитках и наркотических веществах у них есть, и как они к этим сведениям относятся?»

Делая анализ анкеты, выявила что из 60 человек:

* 2 девочки - без родителей, 10 человек живут с мамой, остальные живут с двумя родителями;

* Занимаются спортом - 45%;

* Проводят время с друзьями - 48%;

* Читают книги -7 %;

* Впервые попробовали курить -- 12 -15 лет --82%, а 18% вообще не пробовали и не курят;

* Много ли курят: много - 20% (15-20 шт), средне - 50% (10 -12 шт), мало - 12% (4-6 шт);

* Курят за компанию, и чтобы чувствовать себя взрослыми;

* 8 человек написали, что приходилось им пробовать наркотические вещества (травку) - из любопытства;

* На вопрос как часто в семье употребляются спиртные напитки - 5% ответили, вообще не употребляют, а остальные ответили по праздникам -- 70%, а в дни получек - 25%;

* Пробовали алкогольные напитки - в 11-12 лет - 9%, в 13-14 - 17%, в 15-16 - 38%, в 17 лет - 31%, 5 % - не употребляли;

* По какому поводу это было? Почти все ответили по праздникам и за компанию с товарищем;

* Что они испытывают при употреблении алкогольных напитков: 13% -сонливость, вялость; 46% - становятся веселыми и общительными; 19% -раздражительными и плохое настроение; 6% - появляется головная боль и тошнота; 11% - никаких ощущений не возникают;

* Как относятся друзья к употреблению алкогольных напитков? 5%-осуждают;21% - одобряют; 34% - по разному; 40% - безразлично.

По анализу анкеты видно, что наши обучающиеся многие курят и пьют. А ведь мы взрослые знаем, что под воздействием алкоголя и табака поражаются внутренние органы, сосуды, головной мозг, ослабевает зрение, слух, обоняние, память. Меняется и поведение обучающихся: они становятся неуправляемыми, способными совершать поступки, опасные для их жизни и для жизни окружающих. Употребление обучающимися табака, алкоголя и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Прежде всего, их нельзя воспринимать как нарушителей, в большей степени они лишь жертвы обстоятельств. Однако следует задуматься, что считать нормативным, нормальным поведением для обучающегося? Какое поведение можно признать эталоном или, по крайней мере, неотклоняющимся?

Данные по анкетированию позволили мне на основе результата анализа больше уделять внимание при планировании своей воспитательной работы. Уделять внимание таким направлениям как:

* значение здорового образа жизни;

* понятие о социальных условиях в учебной и трудовой деятельности;

* уважение к себе, своим близким и окружающим их людям.

За небольшое время своей работы воспитателем в общежитии я провела следующие мероприятия: В виде деловой игры «День студента», «День святого Валентина», «Счастливый случай», «А ну-ка, парни», интеллектуальная игра «Слабое звено» по профилактике вредных привычек и многие другие мероприятия.

Досуговая деятельность позволяет обучающимся с девиантным поведением восполнить недостаток эмоциональной, психической, физической нагрузки, снятия интеллектуального, социального напряжения.

Подбирала материал так, чтобы каждое мероприятие развивало у обучающихся навыки логического мышления, делового поведения, взаимоотношения в коллективе, позволяла оценить ситуацию, встать на иной путь, видя ошибки предыдущего игрока, увидеть проблему более глобально.

Также провожу «Интеллектуальный марафон» - это «Загадки для ума», «Логические развлечения», «Перевертыши». Для этого «марафона» применяю вопросы из самых разных областей, при ответе на которые требуется проявить не только знания, но также смекалку и находчивость.

Но вот наступает Новый год, надо проводить новогодний вечер в общежитии. На роль Деда Мороза никто не соглашается, к кому только не подходила, хотя знаю, что некоторые ребята у себя в деревне играют эту роль. Я даже не подумала на ребят, которых я считала самыми трудновоспитуемыми, ведь они так себя неадекватно ведут. Эти ребята с ролью справились.

Я организовала мероприятие между двух команд проживающих в общежитии -- это обучающиеся нашего колледжа и призывников из военкомата оздоровительную игру «А ну-ка, парни», «Счастливый случай» (приложение № 2).

В этих играх подростки расширили кругозор, закрепили знания, развили находчивость, смекалку, пробудили интерес к различным областям науки, техники, искусства. Обучающиеся отстаивали свою точку зрения, а также повысилась у многих обучающихся уверенность в себе. Показали свои возможности, улучшили свое физическое, психологическое, а в некоторых случаях и психическое состояние, завоевали уважение среди своих сверстников, используя чувство товарищества и взаимовыручки.

Большое распространение получили разнообразные формы беседно-дискуссионной деятельности. Вместе с медсестрой нашего колледжа провели следующие мероприятия «Почему подростки курят», «Скажем, нет алкоголю». Мероприятия проходили в форме бесед, обсуждений, диспутов и дискуссий которые являются одним из средств, перехода знаний в убеждение.

В воспитательской работе очень важно, что процесс бесед, обсуждений и диспутов осуществляется своего рода нравственное взаимопросвещение.

Основная воспитательная работа это контакты воспитателя с обучающимися, где является разбор конкретных жизненных ситуаций. Такие дискуссии как: «Можно ли быть свободным без ответственности», «Товарищества твердые законы» отличаются эмоциональной насыщенностью и в области нравственного воспитания дают положительные результаты. Каждая такая встреча мне помогает ближе узнать внутренний мир обучающегося, их отношение к реальной действительности. Такие контакты позволяют обучающимся раскрыть себя.

Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффективности культурно-досуговой программы.

Обобщая, хочу отметить что, в результате своей работы с обучающимися с девиантным поведением происходят позитивные изменения. У них появляются новые интересы, которые влияют на изменение мировоззрения, появляется стремление к самосовершенствованию. Добиваясь определенных признаний, в той или иной деятельности, обучающиеся увлекаются и стараются добиться большего результата. Ребята начинают участвовать во всех мероприятиях общежития и других заставляет. Подтягивают оценки по предметам..

Организованный досуг только тогда привлекает внимание обучающихся с девиантным поведением, когда вызывает у них стремление присутствовать на мероприятиях, когда о...

Другие файлы:

Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением
В пособии раскрываются содержание и основы организации психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением. Предлагаемый материал базируется...

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
Понятие и основные причины девиантного поведения детей и подростков. Особенности подростковых девиаций. Нормативно-правовая база, основные направления...

Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением
Психология девиантного поведения, основные направления его профилактики. Совладающее поведение (копинг-стратегии), механизмы психологической защиты. К...

Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
Проблемы девиантного поведения младших школьников. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию привычек здорового образа жизни у...

Сопровождения подростков с девиантным поведением