Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психология девиантного поведения, основные направления его профилактики. Совладающее поведение (копинг-стратегии), механизмы психологической защиты. Классификация копинг-стратегий, их специфика, содержание и структура у подростков с девиантным поведением.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

13

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психология девиантного поведения
  • 1.1 Девиантное поведение: основные понятия
  • 1.2 Сущность и основные направления профилактики девиантного поведения
  • 1.3 Совладающее поведение (копинг-стратегии) и механизмы психологической защиты
  • 1.4 Классификация копинг-стратегий
  • 1.5 Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением
  • Глава 2. Структура исследования
  • 2.1 Описание объекта исследования
  • 2.2 Описание методов и процедуры исследования
  • 2.3 Методы статической обработки
  • Глава 3. Анализ результатов исследований
  • 3.1 Содержание и структура копинг-стратегий у подростков с разной социальной направленностью
  • 3.2 Сравнительный анализ результатов исследования содержания психологических защит подростков с разной социальной направленностью
  • 3.3 Корреляционный анализ
  • Заключение
  • Литература

Введение

Проблема адаптации является одной из центральных в науках о человеке. В аспекте практической деятельности психологи все большее внимание уделяют задачам психологической диагностики адаптационных ресурсов человека, психопрофилактики, развития навыков эффективного поведения преодоления как кризисных, так и повседневных проблемных ситуаций.

Признание актуальности этих задач отразилось в развитии самостоятельного направления в психологии - теоретических и эмпирических исследований совладающего со стрессом поведения (копинга).

Проблемы психологической защиты так же очень важны для каждого человека, столкнувшегося с трудной ситуацией, а таких сейчас большинство. Опасение вызывает и положение молодежи и детей. Родители так много работают, что не могут уделять детям должного внимания. Подростку некуда прибиться в свободное время. Бесплатных секций и других кружков практически нет, а денег на платные или просто на покупку необходимого инвентаря нет. Все это усиливает агрессию молодежи.

Подростки и юноши, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестоким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за своё поведение, за своё будущее, и поэтому часто оказываются в стрессовых ситуациях. Это приводит к дезадаптивному и делинквентному поведению.

В современной литературе появляется всё больше статей и публикаций, которые посвящены профилактике делинквентого поведения среди подростков. Одним из механизмов адаптации человека к меняющимся социальным условиям является совладающее поведение. Совладающее поведение в значительной мере определяет эффективность социально-психологической адаптации подростков.

При этом разные личности по разному перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые сохраняют прежний уровень адаптации, другие обнаруживают дезадаптивные формы поведения. При возникновении психотравмирующих переживаний человек прибегает не только к осознанной, но и бессознательной деятельности психики. Механизмы психологической защиты можно рассматривать как регулятивную систему стабилизации личности.

Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, которые давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, подростки зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период, не могут использовать эффективные механизмы психологической защиты и стратегии преодоления и прибегают к деструктивным формам защитного поведения.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют рассматривать изучение механизмов психологической защиты и стратегий преодоления как важнейшую проблему современной психологии. Особую актуальность данная проблема приобретает у подростков с девиантным поведением.

Изучение подобных вопросов имеет отчетливую психопрофилактическую значимость, поскольку направлено на выявление факторов, способствующих и препятствующих успешной психической адаптации юношей.

Цель данного исследования: изучение механизмов психологической защиты и стратегий преодоления подростков с девиантным поведением.

Гипотезы исследования:

Подростки с разной социальной направленностью демонстрируют разные способы психологической защиты, которые определяют выбор стратегий преодоления.

Характер и содержание копинг-стратегий и психологических защит у подростков с девиантным поведением имеет своеобразное отличие по характеру и содержанию от копинг-стратегий и психологических защит у их сверстников, не имеющих проблем с поведением.

Цели и гипотезы исследования определили следующие задачи исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить специфику механизмов психологической защиты, стратегий преодоления подростков с девиантным поведением.

3. Оценить взаимосвязь различных механизмов психологической защиты с вариантами стратегий преодоления подростков с девиантным поведением.

4. Оценить разницу психологических защит и копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением и подростков с нормой поведения.

Объектом исследования являются подростки с девиантным поведением.

Предмет исследования - копинг-стратегии подростков с девиантным поведением.

Описание выборки

Общая выборка составила 40 человек.

В исследовании принимали участие 20 юношей с девиантным поведением, учащиеся специального профессионального училища № 1 в г. Колпино. Они составили экспериментальную группу и 20 юношей, учащихся школы.

Методы исследования:

В соответствии с целью данной работы, рабочими гипотезами и поставленными задачами для исследования были выбраны следующие методы:

1. Ознакомительная беседа

2. Наблюдение;

3. Тестирование;

4. Методы математической статистики.

Для реализации цели исследования был использован комплекс психодиагностических методик, относящихся к классу тест-опросников.

Глава 1. Психология девиантного поведения

1.1 Девиантное поведение: основные понятия

Девиантологическое знание зародилось в начале XX века в недрах социологии как специальная теория. Появление терминов "девиантность" и "девиация" связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма [16, с.22]. К настоящему времени для обозначения проблематики девиаций и девиантного поведения в научный обиход введено новое название - девиантология [14, с 43].

Предметом девиантологии являются девиантность и девиации, как многоуровневые социально-психологические феномены с различными формами проявлений.

Термин "девиация" (нарушение, отклонение от заданного курса, аномалия) выходит далеко за рамки психологической науки, его широко используют при рассмотрении биологических, физических, химических и других процессов.

В социальных науках используют термин "социальные девиации", под которыми понимают любые отклонения в развитии и функционировании субъектов социального взаимодействия (личности, группы, субкультуры) от общего направления развития системы, в которую они включены, причиняющие ущерб обществу или личности, а также сопровождающиеся ее социальной дезадаптацией [13. с.58].

При этом девиантные действия выступают в разном качестве:

как средство достижения значимой цели;

как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении [24, с.34].

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения:

1) антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих (хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками).

2) асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений (уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика).

3) аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (употребление наркотиков и алкоголя, самопорезы, компьютерная и игровая зависимость, пищевые злоупотребления, отказы от пищи, суицидальное поведение и самоубийства).

Каждая форма девиации имеет свою специфику. В различных научных...

Другие файлы:

Особенности копинг-стратегий у подростков
Психологический анализ понятия копинг-стратегий личности. Механизмы преодоления эмоционального стресса. Рекомендации по развитию копинг-стратегий подр...

Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков
Понятие и характерные черты копинг-стратегий, особенности их проявления в обществе на современном этапе, основные функции и назначение. Отличительные...

Особенности функционирования психологических защит и копинг-стратегий у девочек-подростков, злоупотребляющих ПАВ с аддиктивным поведением и зависимостью
Психологическая защита в структуре приспособительных реакций личности, ее роль в злоупотреблении психоактивными веществами девочками-подростками. Соот...

Специфика копинг-стратегий женщин, прибегающих к услугам косметолога
Депрессия в когнитивной психологии. Аспекты восприятия себя в телесно-ориентированной терапии. Природа недовольства собственной внешностью. Специфика...

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
Понятие и основные причины девиантного поведения детей и подростков. Особенности подростковых девиаций. Нормативно-правовая база, основные направления...