Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование технолого-методической компетентности учителя химии

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие профессиональной компетентности. Современная система профессионально-методической подготовки педагога-химика. Формирование технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств. Готовность учителя к технологизации обучения химии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Е.В. Береснева

Компетентностно-ориентированное образование обозначило новые требования к качеству подготовки выпускников вузов, определив их в виде уровня сформированности компетенций. Анализ педагогических исследований в области компетентностно-ориентированного образования показал, что среди педагогов нет единой точки зрения на определения понятий «компетенция» и «компетентность».

Учитывая трактовку данных понятий разными авторами (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, В.В. Краевский, А. К. Маркова, Н. Ф. Радио- нова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.), мы в своей работе будем придерживаться следующих определений.

Под компетенцией будем понимать заранее заданную совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимую для эффективной педагогической деятельности. А под компетентностью - владение педагогом соответствующей компетенцией, включающее его личностные качества и отношение к педагогической деятельности.

Для нашего исследования наиболее важным является понятие профессиональной компетентности, так как содействие её становлению - главная цель подготовки любого специалиста.

В структуре профессиональной компетентности учителя разные авторы выделяют различные составляющие: профессионально-педагогическую компетентность (Н. В. Кузьмина, Н. В. Лобанова), профессионально-методическую (Е. Я. Аршанский, М. А. Шаталов), педагогическую (Л. М. Митина), методическую (В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, О.В. Тумашева, В. С. Шаган), интеллектуально-педагогическую (Н. В. Введенский), ключевые, базовые и специальные компетентности (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) и др.

Для нас наибольший интерес представляют специальные профессионально-педагогические компетентности учителя химии, среди которых мы выделяем технолого-методическую компетентность. Необходимость выделения специальной технолого-методической компетентности диктуется поворотом учебно-воспитательного процесса в системе общего химического образования к технологизации обучения. Это, в свою очередь, требует изменений в системе профессионально-методической подготовки педагога-химика, а именно - включение в неё специальной технологической подготовки.

Под технологической подготовкой педагога мы понимаем процесс и результат формирования у него технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств, освоения им необходимого опыта новой деятельности, определяющей готовность учителя к технологизации обучения химии.

Взяв за основу определение, данное Н. Е. Кузнецовой [1], мы под технологизацией процесса обучения понимаем процедуру трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальный процесс обучения с целью повышения его рациональности, управляемости, результативности и эффективности в соответствии с образовательными потребностями общества.

Технологическая подготовка наряду с методической входит в дидактическую систему подготовки учителя химии. Эти два вида подготовки тесно связаны между собой, взаимно проникают друг в друга, образуя единую технолого-методическую подготовку, и должны осуществляться в единстве.

Важнейшим интегративным показателем качества подготовки учителя химии к технологизации обучения мы считаем технолого-методическую компетентность педагога.

Под технолого-методической компетентностью мы понимаем интегральную профессионально-личностную характеристику специалиста, предполагающую владение технологическими и методическими знаниями, умениями и способами деятельности, признание их ценности для эффективной профессиональной деятельности, наличие опыта применения в обучении различных педагогических технологий, готовность и способность к самообразованию и совершенствованию в области технологизации обучения химии.

Эффективность формирования технолого-методической компетентности зависит от разных факторов, но в том числе и от того, насколько полно находят отражение в подготовке студентов составляющие её компетенции. Анализ технологической подготовки студентов и учителей позволил нам сделать вывод о низком уровне технолого-методической компетентности большинства из них, и о том, что в настоящее время отсутствуют общие подходы к формированию такой компетентности и единые требования к структуре и содержанию технолого-методических компетенций.

На основе анализа профессиональной деятельности учителя и придерживаясь в целом мнений Ю. Ю. Гавронской [2], М. М. Шалашовой [3], М. А. Шаталова [4], мы выделяем в группе специальных профессиональных компетенций учителя химии технолого-методические, являющиеся структурно-функциональными единицами техно- лого-методической компетентности (см. рисунок).

Под технолого-методическими компетенциями мы понимаем заранее заданную совокупность технологических и методических знаний, умений, навыков и опыта педагогической деятельности с использованием технологического подхода к обучению.

Анализ исследований разных авторов (Ю. Ю. Гавронская, С. А. Дочкин, А. А. Маши- ньян, В. М. Монахов, М. С. Пак, Ф. Т. Шагеева и др.) позволил нам представить технолого-методические компетенции учителя химии как единство четырёх компонентов: знаниевого, деятельностного, мотивационно-аксиологического и личностного.

Знаниевый компонент включает овладение учителем системой технологических и методических знаний и понимание важности и ценности этих знаний как для себя лично, так и для своей профессиональной деятельности, для профессионального роста.

Деятельностный компонент предполагает не только умение осуществлять отдельные технологические и методические действия и основные виды технолого-методической деятельности, но и опыт самоорганизации и творческой деятельности.

Размещено на

Структура профессиональных компетенций учителя химии

Примерное содержание технолого-методических компетенций учителей химии:

Знаниевый компонент

Деятельностный компонент

Мотивационно- аксиологический компонент

Личностный компонент

- знание и понимание техно- логизации как важной тенденции и принципа химического образования;

- знание и понимание теоретических основ педагогической технологии;

- знание сущностных характеристик педагогических и информационных технологий;

-понимание сущности технологического подхода к организации педагогической деятельности;

- понимание возможностей использования тех или иных технологий в обучении химии;

-знание закономерностей и правил проектирования и реализации в реальном процессе обучения конкретных технологий;

- знание форм, видов и методов контроля и диагностики результатов обучения

-умение технологично сформулировать цели изучения химии (отдельных разделов, тем, уроков);

-умение проектировать технологический процесс (этапы, способы организации обучения химии, методы и формы работы учителя и учащихся);

- умение разработать технологические карты отдельных занятий или системы занятий;

- умение осуществить выбор технологий обучения химии;

- умение управлять процессом усвоения материала;

-умение осуществлять мониторинг и диагностику учебного процесса;

- умение работать на компьютере;

- владение навыками составления электронных учебных материалов;

- умение химически, технически и методически грамотно проводить демонстрационный эксперимент, организовывать безопасную работу учащихся при проведении ими ученического эксперимента

- осознанное и уважительное отношение к педагогическому наследию прошлого; -мотивация к педагогической деятельности; -положительное эмоционально-ценностное отношение к процессу и результату педагогической деятельности;

- доброжелательность по отношению к обучающимся, заинтересованность в их успехах;

- субъект-субъектные отношения между участниками педагогического процесса, носящие характер сотрудничества и партнёрства;

-правильные отношения с коллегами по работе

- гуманистическая направленность;

- организаторские способности;

-коммуникативные способности;

- ответственность;

- вера в свои силы и потенциальные возможности детей;

- педагогическая нацеленность на конечный результат;

- деятельная любовь к детям, поиск эффективных путей сотрудничества с ними;

- мобильность;

- креативность;

- готовность помочь коллегам по работе;

- технологическая осознанность педагогических действий; -отношение педагога к самому себе, своему личному и профессиональному развитию

Мотивационно-аксиологический компонент объединяет систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к технолого-методической деятельности, ценности, смыслы, потребности, связанные с технолого-методической деятельностью учителя.

Личностный комп...

Другие файлы:

Развитие профессиональной педагогической компетентности педагогов детского сада
Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей. План методической работы по совершенствованию профессиональной...

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога
Теоретические основы профессиональной компетентности. Компетентностный подход в сфере общего образования. Формирование коммуникативной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в области рациональной организации учебной деятельности
Теоретические вопросы изучения педагогической компетентности. Особенности рефлексии, как метакомпетентности. Этапы формирования педагогической компете...

Формирование коммуникативных способностей будущего учителя
Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности. Роль межличностных отношений и общения в учебно-воспитательном п...

Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики
Учебный процесс и средства информационных и коммуникационных технологий. Тенденция функционирования и развития содержания методической системы обучени...