Формирование технолого-методической компетентности учителя химии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
Е.В. Береснева
Компетентностно-ориентированное образование обозначило новые требования к качеству подготовки выпускников вузов, определив их в виде уровня сформированности компетенций. Анализ педагогических исследований в области компетентностно-ориентированного образования показал, что среди педагогов нет единой точки зрения на определения понятий «компетенция» и «компетентность».
Учитывая трактовку данных понятий разными авторами (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, В.В. Краевский, А. К. Маркова, Н. Ф. Радио- нова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.), мы в своей работе будем придерживаться следующих определений.
Под компетенцией будем понимать заранее заданную совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимую для эффективной педагогической деятельности. А под компетентностью - владение педагогом соответствующей компетенцией, включающее его личностные качества и отношение к педагогической деятельности.
Для нашего исследования наиболее важным является понятие профессиональной компетентности, так как содействие её становлению - главная цель подготовки любого специалиста.
В структуре профессиональной компетентности учителя разные авторы выделяют различные составляющие: профессионально-педагогическую компетентность (Н. В. Кузьмина, Н. В. Лобанова), профессионально-методическую (Е. Я. Аршанский, М. А. Шаталов), педагогическую (Л. М. Митина), методическую (В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, О.В. Тумашева, В. С. Шаган), интеллектуально-педагогическую (Н. В. Введенский), ключевые, базовые и специальные компетентности (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) и др.
Для нас наибольший интерес представляют специальные профессионально-педагогические компетентности учителя химии, среди которых мы выделяем технолого-методическую компетентность. Необходимость выделения специальной технолого-методической компетентности диктуется поворотом учебно-воспитательного процесса в системе общего химического образования к технологизации обучения. Это, в свою очередь, требует изменений в системе профессионально-методической подготовки педагога-химика, а именно - включение в неё специальной технологической подготовки.
Под технологической подготовкой педагога мы понимаем процесс и результат формирования у него технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств, освоения им необходимого опыта новой деятельности, определяющей готовность учителя к технологизации обучения химии.
Взяв за основу определение, данное Н. Е. Кузнецовой [1], мы под технологизацией процесса обучения понимаем процедуру трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальный процесс обучения с целью повышения его рациональности, управляемости, результативности и эффективности в соответствии с образовательными потребностями общества.
Технологическая подготовка наряду с методической входит в дидактическую систему подготовки учителя химии. Эти два вида подготовки тесно связаны между собой, взаимно проникают друг в друга, образуя единую технолого-методическую подготовку, и должны осуществляться в единстве.
Важнейшим интегративным показателем качества подготовки учителя химии к технологизации обучения мы считаем технолого-методическую компетентность педагога.
Под технолого-методической компетентностью мы понимаем интегральную профессионально-личностную характеристику специалиста, предполагающую владение технологическими и методическими знаниями, умениями и способами деятельности, признание их ценности для эффективной профессиональной деятельности, наличие опыта применения в обучении различных педагогических технологий, готовность и способность к самообразованию и совершенствованию в области технологизации обучения химии.
Эффективность формирования технолого-методической компетентности зависит от разных факторов, но в том числе и от того, насколько полно находят отражение в подготовке студентов составляющие её компетенции. Анализ технологической подготовки студентов и учителей позволил нам сделать вывод о низком уровне технолого-методической компетентности большинства из них, и о том, что в настоящее время отсутствуют общие подходы к формированию такой компетентности и единые требования к структуре и содержанию технолого-методических компетенций.
На основе анализа профессиональной деятельности учителя и придерживаясь в целом мнений Ю. Ю. Гавронской [2], М. М. Шалашовой [3], М. А. Шаталова [4], мы выделяем в группе специальных профессиональных компетенций учителя химии технолого-методические, являющиеся структурно-функциональными единицами техно- лого-методической компетентности (см. рисунок).
Под технолого-методическими компетенциями мы понимаем заранее заданную совокупность технологических и методических знаний, умений, навыков и опыта педагогической деятельности с использованием технологического подхода к обучению.
Анализ исследований разных авторов (Ю. Ю. Гавронская, С. А. Дочкин, А. А. Маши- ньян, В. М. Монахов, М. С. Пак, Ф. Т. Шагеева и др.) позволил нам представить технолого-методические компетенции учителя химии как единство четырёх компонентов: знаниевого, деятельностного, мотивационно-аксиологического и личностного.
Знаниевый компонент включает овладение учителем системой технологических и методических знаний и понимание важности и ценности этих знаний как для себя лично, так и для своей профессиональной деятельности, для профессионального роста.
Деятельностный компонент предполагает не только умение осуществлять отдельные технологические и методические действия и основные виды технолого-методической деятельности, но и опыт самоорганизации и творческой деятельности.
Размещено на
Структура профессиональных компетенций учителя химии
Примерное содержание технолого-методических компетенций учителей химии:
Знаниевый компонент |
Деятельностный компонент |
Мотивационно- аксиологический компонент |
Личностный компонент |
|
- знание и понимание техно- логизации как важной тенденции и принципа химического образования; - знание и понимание теоретических основ педагогической технологии; - знание сущностных характеристик педагогических и информационных технологий; -понимание сущности технологического подхода к организации педагогической деятельности; - понимание возможностей использования тех или иных технологий в обучении химии; -знание закономерностей и правил проектирования и реализации в реальном процессе обучения конкретных технологий; - знание форм, видов и методов контроля и диагностики результатов обучения |
-умение технологично сформулировать цели изучения химии (отдельных разделов, тем, уроков); -умение проектировать технологический процесс (этапы, способы организации обучения химии, методы и формы работы учителя и учащихся); - умение разработать технологические карты отдельных занятий или системы занятий; - умение осуществить выбор технологий обучения химии; - умение управлять процессом усвоения материала; -умение осуществлять мониторинг и диагностику учебного процесса; - умение работать на компьютере; - владение навыками составления электронных учебных материалов; - умение химически, технически и методически грамотно проводить демонстрационный эксперимент, организовывать безопасную работу учащихся при проведении ими ученического эксперимента |
- осознанное и уважительное отношение к педагогическому наследию прошлого; -мотивация к педагогической деятельности; -положительное эмоционально-ценностное отношение к процессу и результату педагогической деятельности; - доброжелательность по отношению к обучающимся, заинтересованность в их успехах; - субъект-субъектные отношения между участниками педагогического процесса, носящие характер сотрудничества и партнёрства; -правильные отношения с коллегами по работе |
- гуманистическая направленность; - организаторские способности; -коммуникативные способности; - ответственность; - вера в свои силы и потенциальные возможности детей; - педагогическая нацеленность на конечный результат; - деятельная любовь к детям, поиск эффективных путей сотрудничества с ними; - мобильность; - креативность; - готовность помочь коллегам по работе; - технологическая осознанность педагогических действий; -отношение педагога к самому себе, своему личному и профессиональному развитию |
Мотивационно-аксиологический компонент объединяет систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к технолого-методической деятельности, ценности, смыслы, потребности, связанные с технолого-методической деятельностью учителя.
Личностный комп...
Развитие профессиональной педагогической компетентности педагогов детского сада
Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей. План методической работы по совершенствованию профессиональной...
Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога
Теоретические основы профессиональной компетентности. Компетентностный подход в сфере общего образования. Формирование коммуникативной компетентности...
Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в области рациональной организации учебной деятельности
Теоретические вопросы изучения педагогической компетентности. Особенности рефлексии, как метакомпетентности. Этапы формирования педагогической компете...
Формирование коммуникативных способностей будущего учителя
Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности. Роль межличностных отношений и общения в учебно-воспитательном п...
Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики
Учебный процесс и средства информационных и коммуникационных технологий. Тенденция функционирования и развития содержания методической системы обучени...