Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование коммуникативных способностей будущего учителя

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности. Роль межличностных отношений и общения в учебно-воспитательном процессе. Критерии, предпосылки и условия формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО ЧГПУ)

Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Кафедра теоретических основ физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Формирование коммуникативных способностей будущего учителя»

Челябинск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя

1.1 Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности

1.2 Коммуникативная компетентность учителя как профессионально значимый феномен

1.3 Критерии, уровни, предпосылки и условия формирования коммуникативной компетентности будущего учителя

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практическое изучение проблемы формирования коммуникативных способностей учителя

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Результаты исследования и рекомендации

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В системе высшего образования идет интенсивный поиск новых путей и форм повышения качества подготовки специалистов, обладающих достаточно глубокими научными знаниями, исследовательскими навыками, педагогическим и методическим мастерством. Выдвигаются повышенные требования к профессиональной подготовке будущего учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности и общей культуре. Один из путей решения данной проблемы мы видим в осуществлении целенаправленного подхода к профессиональной подготовке и формированию личности будущих учителей, посредством формирования и развития у студентов коммуникативных умений и навыков.

Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей.

Работа по формированию коммуникативных умений в процессе обучения студентов методике преподавания должна опираться на общую структуру умений, с учетом особенностей коммуникативных умений.

Однако, несмотря на важность и многогранность проведенных исследований, недостаточно внимания уделяется проблеме формирования коммуникативных умений и навыков обучаемых.

Анализ показал, что значительная часть студентов в период педагогических практик испытывает серьезные затруднения в управлении учебной деятельностью учащихся в режиме объяснительно-репродуктивного, проблемного, развивающего и других видов обучения и в организации соответствующих этим видам обучения коммуникаций.

Следовательно, необходимо совершенствовать процесс обучения с акцентом на профессиональную направленность будущего учителя с целью формирования у них коммуникативных умений и навыков.

Это обуславливает актуальность темы исследования, которая сформулирована следующим образом: Формирование коммуникативных способностей будущего учителя.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования коммуникативных умений и навыков у будущих учителей.

Задачи исследования:

- рассмотреть психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности;

- раскрыть роль коммуникативной компетентности учителя как профессионально значимого феномена;

- рассмотреть критерии, уровни, предпосылки и условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя ;

- организовать и провести эмпирическое исследование;

- интерпретировать результаты эмпирического исследования.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных способностей в высшем педагогическом учебном заведении.

Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных умений у студентов.

Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей будет более эффективным, повысится качество профессиональной подготовки будущего учителя, если проанализирован уровень сформированности коммуникативных умений и навыков будущих учителей.

Теоретической основой исследования являются идеи и положения в области педагогики, психологии, теории и методики физической культуры:

Методы исследования:

- теоретические методы (метод теоретического анализа литературы).

Теоретический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применяется для характеристики понятия, поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.

- эмпирические методы (использование стандартных тестов, методик).

Глава 1. Теоретические вопросы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя

1.1 Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности

Различные группы умений педагога и пути их формирования были исследованы Е.И. Лященко, Н.Д. Кучугуровой, Е.Г. Меркуловой, П.И. Пидкасистым, Н.Ф. Талызиной, Н.В. Черкизовой, Н.А. Шайденко (психолого-дидактические аспекты контроля и самоконтроля); В.К. Елмановой, Г.В. Краснослабоцкой (гностические умения); И.Т. Луковой (в воспитательной работе); А. Родригес, О.И. Федяевым (прогностические); И.А. Засобиной, Л.В. Комаровой (конструктивные); Т.В. Андроновой, А.П. Акимовой, З.И. Большаковой, Л.Ф. Спириным, Г.А. Нагорной, Н.Е. Федоровой, В.М. Чайкой, Е.Ф. Широковой (умение анализировать педагогические явления и решать творческие педагогические задачи); Т.Ю. Баскаковой, Б.С. Кобзарь, Е.В. Трофимовой (диагностические умения); Я.А. Ваграменко, В.М. Монаховым, И.А. Румянцевым, И.В. Ряхиновой (программированный контроль и технологии компьютерного обучения); И.И. Легостаевым, Т.Ш. Шихнабиевой (информационные умения).

Большую теоретическую и практическую ценность для данного исследования представляют работы, посвященные профессиональной подготовке учителей, в том числе профессионально-педагогической направленности обучения студентов вузов: Ф.С. Авдеева, В.В. Андреева, П.Р. Атутова, Н.И. Батькановой, Т.Н. Грань, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, А.А. Коротченковой, Г.Л. Луканкина, Н.И. Мерлиной и др.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Изложим несколько таких гипотез.

Наиболее известным ученым в данном вопросе является почетный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [23, с. 6].

В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция» [2], которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие - выделяют его как самостоятельную структуру.

Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция [2]: «Компетентность - осведомленность, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

В ее исследовании понятие профессиональная компетенция учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных [28, с. 110-111].

Введенский В.Н. считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей т...

Другие файлы:

Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании
Сущность общения и коммуникативных способностей. Пути развития коммуникативных способностей детей и роль игрового общения в жизни дошкольников. Методы...

Создание экспресс-методики диагностики коммуникативных способностей
Проблема способностей в контексте психологических теорий. Понятие и отличительные особенности коммуникативных способностей человека. Создание экспресс...

Использование нейронных сетей для определения коммуникативных способностей индивидов
Сущность теории искусственного интеллекта. Оценка степени коммуникабельности индивида. Способности нейронной сети по определению коммуникативных спосо...

Коммуникативные способности младших школьников
Технологии прямого общения. Умения, сформированные у ребенка, обучающегося в школе. Формирование и развитие коммуникативных способностей младших школь...

Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования
Характеристика психологических особенностей младших школьников. Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей первоклас...