Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра логопедии
Курсовая работа
Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок
Минск 2011
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Большое внимание вопросу развития связной речи уделили Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Также данной проблемой занимались такие исследователи, как Ястребова В.А., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.
Недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе учителя-логопеда. Однако если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Цель. Изучить особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи и разработать методические особенности по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть онтогенез развития связной речи детей дошкольного возраста и выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке.
Методы и приемы исследования:
Теоретический (анализ литературы).
Биографический (изучение медико-психолого-педагогической документации).
Эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе ДУ № 249 г. Минска. В исследование приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, каждая и которых включает в себя разделы, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний Е.А. Баринова, Т.А. Ладыженская, А.В. Текучев в своих работах определяют связную речь как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка целое. В соответствии с этим А.В. Текучев подчеркивает, что "каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи". [19]
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. - основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение. [8]
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Сопоставляя монологическую и диалогическую формы речи, А.А. Леонтьев, особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно "говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и … весь "монолог" как целое. [9]
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органически включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение). [1] Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания (эллипсы) и тогда ее грамматическое настроение может приближаться к структуре диалога.
Вне зависимости от формы речи (диалог, монолог) основное условие ее коммуникативности - связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специально развитие у детей навыков сопоставления связных высказываний.
К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описания, повествования и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. [7, 8]
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда отражается на связанности текста.
Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение умениями логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, преднамеренному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий "с...
Логопедическая работа по коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедиче...
Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Методика и р...
Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Анализ роли речи в становлении ребенка как личности. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей. Описание форми...
Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР), особенности формирования у них связной речи. Логопедическая работа по...
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Эксперименталь...