Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 1.1 Развитие связной речи детей в онтогенезе
- 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
- 1.3 Особенности формирования связной речи у детей с ОНР
- 1.4 Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР
- 2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
- 2.2 Методика констатирующего эксперимента
- 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Глава 3. Логопедическая работа по обучению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине
- 3.1 Цели, задачи и организация формирующего эксперимента
- 3.2 Методика формирующего эксперимента
- 3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента
- Заключение
- Список информационных источников
- Приложения
Введение
В последние десятилетия в общеобразовательных дошкольных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие "общее недоразвитие речи" предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.
Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками [48].
Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).
В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [14], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [41, 46] и др. отмечают, что для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.
Значимость формирования связной речи для детей с ОНР, заключающаяся в умение планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания, указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.
"Рассказывание" в данной работе понимается как опыт создания текста по картине. "Картина" - как особая знаково-символическая система, представляющая собой средство отражения образов природного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней [21, с.4].
Цель нашего исследования заключалась в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедических занятий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей связной речи дошкольников с ОНР.
3. Выявить возможности развития связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения их рассказыванию по картине.
4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и оценить его эффективность.
связная речь недоразвитие дошкольник
Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; описание; психолого-педагогический эксперимент; сопоставительный анализ.
Эксперимент проводился на базе МДОУ №32 "Чебурашка" г. Пскова. Время проведения: февраль - апрель и ноябрь - декабрь 2011 года, январь 2012 года.
Глава 1. Теоретический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие связной речи детей в онтогенезе
В определении связной речи исследователи едины во мнении о том, что связное высказывание представляет собой единое смысловое и структурное целое, включающее связанные и тематически объединённые, законченные отрезки [1, с.246].
По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [1, с.249]. Учёные подчёркивают, что в связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребёнка. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Связная речь, выполняя коммуникативную функцию, существует в двух формах - монолог и диалог. Диалог - первичная форма общения, у детей она формируется раньше. Монологическая речь, как более логичное высказывание, требует большего развития мышления детей, поэтому развивается не так быстро, как диалогическая.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами, психологами и учёными, такими как: А.М. Бородич [6], Л.С. Выготский [9], С.Л. Рубинштейн [31], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева [41], Д.Б. Эльконин [50] и др.
Г.Р. Шашкина отмечает, что у детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности, общения. На первом году жизни, в процессе непосредственного общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначением предметов [49, с.12].
Как пишет М.М. Кольцова, во второй половине второго года жизни ребёнка происходит много важных событий. Одним из них является то, что малыш научается связывать два слова во фразу. В объединении слов большую роль играют потребности, желания ребёнка, то есть формирование первых фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу [17, с.105].
Н.В. Макарова отмечает, что до полутора лет фразовая речь у детей отсутствует [24, с.14].
Как указывает в своей работе М.М. Кольцова, у детей в 2-2,3 года появляются фразы с отрицательным значением. До двух лет отказ что-либо делать осуществляется только с помощью жестов, но после 2 лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется слово [17, с.106].
На третьем году жизни у ребёнка появляются фразы из 3 слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. Однако, наряду с фразами, выражающими потребности, в то же время у ребёнка появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. В этот период происходит связывание слов в определённом стереотипном порядке - в том, какой показывается взрослыми в их речи. Эти первые 2-3 словесные предложения детей есть обучение речевым шаблонам на практике [17].
На протяжении третьего-четвертого года, по мнению М.М. Кольцовой, у ребёнка происходит дальнейшее усложнение речевых шаблонов: фразы становятся многословными, совершенствуется их грамматический строй, но стереотипия [17, с.123].
Как пишет Н.В. Макарова, для нормального речевого развития третьего года жизни характерно активное общение с окружающими при помощи фраз из 3-4 и более слов с употреблением знакомых слов в нескольких грамматических формах: "дай - дает - не дам" [24, с.16].
У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками, ребёнок начинает понимать простые вопросы ("где кошка?"). Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа "что это?", "зачем?", "куда?".
Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством создания системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей
Развитие звукопроизношения у детей. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. Принципы и методы коррекционной р...
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, особенности развития у них диалогической речи. Развитие...
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Эксперименталь...
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Развитие речи в онтогенезе. Изучение дефектов, задерживающих формирование речевых компонентов. Анализ словообразования и грамматических форм у детей с...
Формирование элементов описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Содержание понятия "связная речь". Особенности описательной речи дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи. Составление комплекса лого...