Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Исследование методик и технологий воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного заведения. Характеристика основных разделов и содержания программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Парциальные программы, методики, технологии воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста основ безопасности

2. Понятие «культура безопасного поведения»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма, для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Формирование культуры безопасного поведения является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность -- это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования.

В Письме Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [4] указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений.

1. ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.[1]

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанная авторским коллективом (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.[1] Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Основные разделы программы:

1. Ребенок и другие люди.

· О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

· Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

· Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека.

· Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

· Если «чужой» приходит в дом.

2. Ребенок и природа.

· В природе все взаимосвязано.

· Бережное отношение к живой природе.

· Ухудшение экологической ситуации.

· Ядовитые растения.

· Контакты с животными.

· Восстановление окружающей среды.

3. Ребенок дома.

· Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

· Открытое окно, балкон как источники опасности.

· Экстремальные ситуации в быту. (Когда нужно набирать «01, 02, 03»).

4. Здоровье ребенка.

· Здоровье - главная ценность человеческой жизни.

· Изучаем свой организм.

· О профилактике заболеваний.

· О навыках личной гигиены.

· Забота о здоровье окружающих.

· Поговорим о болезнях.

· Врачи - наши друзья.

· О роли лекарств и витаминов.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

· Психическое здоровье.

· Детские страхи.

· Конфликты и ссоры между детьми.

6. Ребенок на улице.

· Устройство проезжей части.

· «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

· Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

· Правила езды на велосипеде.

· О работе ГИБДД.

· Правила поведения в транспорте.

· Если ребенок потерялся.

Данная программа не накладывает ограничения на выбор материала, оборудования, методических приемов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Нужно иметь в виду, что целесообразно объединять некоторые темы, если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного или неправильного поведения. В силу своего особого значения для жизни и здоровья ребенка программа требует соблюдения следующих принципов:

1. Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

2. Принцип системности. Работа должна проводиться в системе, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

3. Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, раздел, предусматривающий знакомство со съедобными и несъедобными грибами и ягодами). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

4. Принцип учета городской и сельской местности. Городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. У городских детей возникают проблемы в условиях сельской местности (как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Компенсировать их неосведомленность в правилах поведения в непривычных условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

5. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

6. Принцип интеграции. Данная программа может быть использована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а так же нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения.

7. Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов (психолог, инструктор по физвоспитанию) должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные схемы.

8. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут выступать активными участниками педагогического процесса, поскольку эффективность программы зависит от положите...

Другие файлы:

Проблемы пожарной безопасности в образовательных учреждениях
Рассмотрение проблем пожарной безопасности в образовательных учреждениях различного типа. Исследование пожарной, электрической и технической безопасно...

Организация питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Основные наружные технические средства охраны безопасности образовательных учреждений
Государство должно обеспечивать безопасность обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятель...

Основные наружные технические средства охраны безопасности образовательных учреждений
Охрана образовательных учреждений и безопасность учебных заведений. Системы пожарной сигнализации, видеонаблюдения и их особенности. Зависимость угла...

Безопасность образовательных учреждений
Общие положения и основные понятия безопасности жизнедеятельности. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Охрана тр...