Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Основные концепции профессионализма. Выявление условий активизации профессионального развития руководителя образовательного учреждения на основе концепции личности, ряд ее сущностных характеристик. Причины затруднений в развитии инновации в образовании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Маликов Р.Ш., Гумерова Л.З.

Профессиональное становление и рост руководителя образовательного учреждения сложный процесс, требующий системного анализа личности, как в структурном, так и в динамическом аспектах.

Термин “профессиональное развитие”, “профессиональное становление личности” стал предметом исследования многих авторов (С.Т. Вершловский, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, А.Б. Каганов, Г.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам определить профессиональное развитие как готовность к постоянному профессиональному росту; поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. В качестве оснований для дифференциации исследуемого процесса выделены социальные ситуации и ведущая деятельность. В зависимости от изменения социальной ситуации и характера ведущей деятельности выделяются такие стадии [4]: оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, профессиональное мастерство.

На начальных стадиях профессиональное развитие детерминировано внешними обстоятельствами социальной ситуацией и ведущей деятельностью. Биопсихические свойства и психологические особенности влияют лишь на динамику становления личности.

Стабилизация внешних условий создает предпосылки стагнации профессионального роста руководителя. Поэтому фактором дальнейшего личностно-профессионального развития становится внутренняя среда личности, ее активность, потребность в творчестве, профессиональной самостоятельности, реализации себя.

Условием профессионального мастерства является сверхнормативная активность личности. На определенной стадии своего личностно-профессионального развития, проявляя сверхнормативную активность, личность преодолевает сложившиеся стереотипы в способах деятельности, творчески преобразует ее, тем самым реализует себя на более высоком качественном уровне. Поэтому анализ внутренних условий развития руководителя образовательного учреждения как субъекта деятельности, взаимоотношения внутреннего и внешнего как момент сопоставления личности и управленческой деятельности перерастает в проблему психолого-педагогического анализа. Основой данного анализа становятся взаимовлияния основных характеристик управленческой деятельности и личности руководителя образовательного учреждения на разных стадиях профессионального развития, а также условия ее актуализации.

В зарубежной психологии исследователи придерживаются четырех основных концепций профессионализма [7, с. 40]:

традиционной концепции Парсонса Дейвиса, согласно которой человек профессионален с момента рождения, и достаточно изучить его индивидуальные особенности, чтобы определить именно профессиональную деятельность;

теории образов или “структурной теории” Лемана Миллера, предполагающей поиск общих схематических описаний людей и их работы;

мотивационной теории А. Маслоу, изучающей факторы, влияющие на успешность деятельности и степень удовлетворенности ею;

концепции индивидуализации Сьюпера Тидемана, главное место в которой занимает теория развития [5; 6; 8; 12].

Н.В. Кузьмина, определяя профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности представителя данной профессии, выделяет три общих признака профессионализма:

владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда;

владение специальными умениями на подготовительном, исполнительном, итоговом этапах деятельности;

овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты [9].

Профессионализм деятельности руководителей различных профессии и сфер деятельности относительно недавно стал предметом специальных исследований в области акмеологии, психологии личности и деятельности (К.А. АбульхановаСлавская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн); психологии развития (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.С. Мухина, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков); психологии труда и профессий (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов).

Как отмечает Н.В. Кузьмина, профессиональная деятельность рассматривается как решение бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач,связанных с непосредственным содержанием деятельности. С ее точки зрения, человек в процессе самореализации его творческого потенциала развивается, вырабатывая свои собственные интегративные схемы разных типов, а именно: синтеза знаний, получаемых из разных источников; приведения их в систему в целях применения на практике в процессе решения теоретических и практических задач; осуществления обратной связи [9].

А.К. Маркова отмечает, что как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в труде, он неизбежно обращается к познанию себя как профессионала [11].

Профессиональная рефлексия в процессе деятельности необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них надо уметь оценить свои профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, “просчитывать” профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества.

В нашем исследовании при выявлении условий активизации профессионального развития руководителя образовательного учреждения мы будем основываться на концепции личности и ее развития в гуманистической психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), основными положениями которой являются следующие: каждый человек неповторим и индивидуален; личность является открытой и саморазвивающейся; человек прежде всего социальное существо, и поэтому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом; общение личности и общества является взаимообщением, взаимодействием; человеку свойственна потребность развития, достижения новых и новых вершин.

Одной из наиболее известных теорий в рамках гуманистической психологии является концепция самоактуализирующей личности А. Маслоу, который рассматривает самоактуализацию (одно из центральных понятий концепций гуманистической психологии) как осознанное стремление человека к реализации своего потенциала. Оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем. Самоактуализация личности и ее самоопределение на конкретном возрастном этапе связано с профессиональной ролью личности, ее призванием.

“В стране огромное число людей, пишет А.А. Бодалев, которые продвигаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова” [2, с. 5].

В то же время, как отмечает тот же автор, “продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессии, последующее теоретически и практически научно глубоко проработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием”, то дадут каждому “возможность искать алгоритм поведения, ведущего к выработке своего индивидуального стиля деятельности и к высокому профессионализму” [2, с. 4].

А.А. Бодалев относит к принципиальным задачам “разработку такой стратегии организации его (человека) жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективизировать себя на ступени зрелости” [2, с. 3], с сожалением при этом констатируя, что “наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте”, а иногда утрату и деформацию “личности самого профессионала” [2, с. 6].

Деформация личности, чувства смятения и неудовлетворенности, ощущения отчужденности, проживания “чужой жизни”, неспособность самореализоваться все эти проблемы профессионального личностного роста преодолеваются личностью, которая имеет потребность в самореализации и владеет способами реализации этой потребности в профессиональной деятельности.

Изучению развития человека как индивида, личности и субъекта, как мы отмечали выше, были посвящены исследования Б.Г. Ананьева и его сторонников. Авторы исследований рассматривали личность с учетом становления человека в разные возрастные периоды.

Б.Г. Ананьев указывает, что “человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни” [1, с. 119].

Л.И. Божович писала о том, что каждая возрастная стадия характеризуется личностными психологическими новообразованиями, “качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой ... диалектический скачок к новому качеству”...

Другие файлы:

Роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе
Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Формы и методы методической работы руководителя образовательного учреждения в создан...

Развитие бренда образовательного учреждения
Бренд образовательного учреждения: понятие, преимущества наличия. Характеристики, атрибуты и отличительные черты брендов образовательных учреждений на...

Кадровая политика государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Артемовский колледж точного приборостроения"
Ознакомление с системой документирования ГОУ СПО СО "АКТП". Правила рассмотрения корреспонденции, подписания и хранения документов в колледже. Анализ...

Программы развития областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессионального училища №23» на 2009-2013 годы

Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения
Организация аттестации образовательного учреждения. Особенности системы экспертирования образовательного учреждения. Программа деятельности эксперта п...