Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Тестовый контроль знаний школьников по истории

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике. Понятие контроля и его функции в обучении. Анализ эффективности различных типов тестовых заданий. Методология и технология построения тестовой системы контроля.
Краткое сожержание материала:

План

Введение

1.1. Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения

1.1. Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике

1.2. Понятие контроля и его функции в обучении

1.3. Виды и формы контроля

2. Методология и технология построения тестовой системы контроля

2.1. Понятие и методика тестового контроля

2.2. Технология разработки тестовых заданий

2.3. Программируемый контроль знаний учащихся и методика построения компьютерного теста

3. Результаты эксперимента по созданию и апробации тестовой системы контроля

3.1. Характеристика структуры опытно-экспериментальной работы и её основных элементов

3.2. Анализ эффективности различных типов тестовых заданий

Заключение

Список использованных источников и библиографический список литературы

Введение

Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной и подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.

Дидактические тесты прочно укрепились в международной образовательной практике как инструмент для объективной оценки знаний. Последнее десятилетие по этому пути идет и российская система образования, активно осваивающая тестовые технологии. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной и высшей школы активно внедряются и используются на всех управленческих уровнях системы образования.

Однако в российской системе образования прослеживается отставание в разработке дидактических тестов в организационном и технологическом аспектах постановки массового тестового контроля знаний и оно успешно, хотя и постепенно преодолевается. В последние годы на федеральном уровне были предприняты действенные шаги по развитию тестирования как одной из важнейших дидактических технологий. Хотя богатый образовательный потенциал России, научно-педагогический опыт уже проведенных теоретических и эмпирических исследований в данной области используется не полностью, актуальность обращения к нему обострилась и достаточно хорошо осознается в связи с решением о создании в России своих собственных измерителей качества знаний, умений и навыков. На уровне Министерства образования России был принят ряд решений о сертификации качества педагогических материалов, о проведении конкурса аттестационных технологий. Начинает воссоздаваться отечественная система квалиметрии и экспертизы качества диагностического инструментария. Накоплен опыт создания отдельных современных нормативных тестов, начаты исследования в области критериального тестирования, более адекватного гуманистической образовательной парадигме. Складываются благоприятные предпосылки для тестового контроля знаний на всех уровнях и для всех типов образовательных учреждений России. Но для этого необходим переход от методологии создания отдельных тестов к методологии и технологии создания тестовых систем контроля не только результатов, но и хода педагогического процесса в различных образовательных областях.

Предшествующий зарубежный и отечественный опыт может быть использован при ее разработке лишь частично, поскольку он во многом заимствован из психодиагностики профотбора и не учитывает многообразия педагогических приемов и методов дидактического контроля. К тому же и этот опыт, и массовая практика его применения связаны, преимущественно, с созданием традиционных нормативных тестов или их системы на методологической основе знаниевой образовательной парадигмы. Для России, решающей задачу выхода на уровень современных международных образовательных стандартов, реализующей личностную ориентацию в образовании, важно максимальное использование достижений современной гуманистической педагогики и педагогической диагностики, в первую очередь ее раздела - дидактической тестологии.

Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля.

Объект исследования: контрольно-измерительная и диагностическая деятельность учителя истории.

Предмет исследования: тестирование как средство контроля исторических знаний учащихся.

Цель исследования: разработать содержательную модель-конструкт тестовой системы контроля знаний школьников по истории.

Цель, объект и предмет исследований дипломной работы позволяют определить следующие задачи:

1. Провести анализ историко-педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике.

2. Раскрыть виды, функции и назначение контроля знаний учащихся.

3. Провести подбор и композицию тестовых заданий.

4. Осуществить экспериментальную проверку диагностических возможностей разработанной тестовой системы и различных типов тестовых заданий.

Гипотеза исследования: использование тестовых заданий модель-конструкта при проверке знаний и умений учащихся способствует повышению качества их знаний.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения:

- теории тестового педагогического контроля (В.С.Аванесов);

- теории создания тестов для системы образования (А.Н.Майоров);

- теории моделирования учебных технологий (В.П.Беспалько);

- теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Г.И.Щукина);

- теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И.Я.Лернер);

- теории системно-деятельностного подхода к становлению личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- теории активизации познавательного интереса (Г.И.Щукина);

- теории индивидуальных возрастных особенностей мотивации учения (А.К.Маркова).

В области методологии построения тестовой системы контроля мною были учтены разработки Н.Ф. Ефремовой, Е.А. Михайлычева, С.А. Сафонцева, М.Б. Челышковой и др.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений мною были использованы:

- теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенных в психологии и педагогике по данной проблеме;

- анализ нормативных документов Министерства образования РФ, Российской академии образования, школьных программ и проекта Государственного образовательного стандарта;

- специальное тестирование и моделирование учебного процесса;

- анкетирование, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и учителями, наблюдения, интервью;

- констатирующий и формирующий эксперименты;

- методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе МОУ «Инская средняя общеобразовательная школа». В экспериментальной работе тестирования знаний по школьному курсу истории принимали участие учащиеся 5-9 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Проблемно-поисковый этап был связан с анализом истории проблемы и современной научно-педагогической и научно-методической литературы для определения степени разработанности проблемы.

На диагностическом этапе делались аналитические и эмпирические срезы реального состояния проблемы, изучалась степень распространенности затруднений, типичные затруднения в диагностике как обучающихся, так и обучаемых. Разрабатывалась программа эксперимента, технология создания тестов и модель-конструкт тестовой системы контроля.

Опытно-экспериментальный этап был связан с апробацией подготовленных тестовых материалов, сбором, накоплением и обработкой данных, корректировкой полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования выражаются в следующем:

- проведен историко-педагогический анализ истоков дидактической диагностики и тестирования, раскрывающий широкий спектр накопленных в педагогической науке приёмов дидактического контроля в гуманитарной области знания;

- теоретически обоснована и сконструирована содержательная описательная модель-конструкт и существенные параметры проектируемой тестовой системы контроля по школьному курсу истории, адекватной требованиям гуманистической педагогики; экспериментально апробированы предложенные модели и конкретизированы требования к технологии создания целостной системе тестового контроля.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение тестирования знаний учащихся, как показывают экспериментальные данные, позволяет достичь лучших результатов в процессе обучения по истории за счет оперативности и надежности, адресности коррекционных мероприятий; в результате апробации предложенн...

Другие файлы:

Тестовый контроль знаний учащихся по физике 2 Психолого-педагогические основы

Тестовый контроль знаний учащихся по физике
Психолого-педагогические основы проверки знаний, умений и навыков по физике. Основные функции и формы проверки. Методика тестового контроля знаний, ви...

Использование тестовой методики контроля при обучении практической грамматике французского языка на среднем этапе
Контроль знаний учащихся как один из элементов учебного процесса. Обучение практической грамматике на средней ступени. Тесты как средство объективной...

Тестирование как средство контроля лексических и грамматических навыков на этапе основного общего образования
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Методика организации, проведения контроля, составление тестов. Тестовый контроль уровня влад...

Контроль в обучении младших школьников
Теоретические основы понятия "контроль". Сущность понятия "контроль" как элемент учебного процесса. Функции контроля. Виды контроля в начальной школе....