Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Физика и энергетика

Тестовый контроль знаний учащихся по физике

Тип: дипломная работа
Категория: Физика и энергетика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические основы проверки знаний, умений и навыков по физике. Основные функции и формы проверки. Методика тестового контроля знаний, виды тестов по физике. Систематизация знаний по физике при подготовке к централизованному тестированию.
Краткое сожержание материала:

87

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА"

Физический факультет

Кафедра методики физики и ОТД

Тестовый контроль знаний учащихся по физике

Дипломная работа по теории и практике обучения и воспитания,

специальность Физика

Выполнил:

Научный руководитель:

Брест 2009

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Психолого-педагогические основы проверки знаний, умений и навыков по физике
    • § 1. Основные функции проверки знаний, умений и навыков в учебном процессе
    • § 2. Формы контроля знаний, умений и навыков
    • § 3. Тестовый контроль знаний
    • Глава2. Методика тестового контроля знаний
    • § 1. Виды тестов по физике
    • § 2. Тестовый контроль знаний по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза"
    • § 3. Централизованное тестирование по физике
    • § 4. Обобщение и систематизация знаний по физике при подготовке к централизованному тестированию
    • Глава 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Приложение. (тест 2007)

Введение

До настоящего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая 2-3 задачи или вопроса. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении - располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям, предъявляемым к итоговому контролю знаний.

А именно: объем проверочных знаний невелик. Анализ контрольных работ по механике показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала [8]. Две или три задачи или вопроса не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;

проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителей много времени.

За последнее время поиски объективных количественных измерителей знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний.

В педагогической литературе отмечаются следующие характерные особенности тестов:

1) относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

2) непосредственная фиксация результатов;

3) возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

4) удобство математической обработки;

5) кратковременность;

6) наличие установленных стандартных норм.

Как известно, тестирование широко применяется за границей (США, Великобритания, Голландия и Япония) В последние годы этот метод заинтересовал и страны бывшего Советского Союза. Сейчас на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ - единый государственный экзамен, который построен в виде теста.

Также используется тестирование как метод контроля знаний на территории современной Украины.

Анализ отечественного опыта, который накоплен в последние годы по разным учебным дисциплинам, а также зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний.

Целью настоящей дипломной работы является углубленное изучение тестовой проверки знаний, как новой эффективной формы контроля знаний, а также применение тестовой проверки знаний при итоговом контроле по физике.

В ходе проведения дипломной работы решались следующие задачи:

1. Изучение и анализ научно-педагогической литературе по вопросам тестовой проверки знаний.

2. Знакомство с опытом применения тестовой проверки знаний в нашей стране и за рубежом.

3. Подготовка и проведение итогового контроля знаний по физике в 11 классе средней школы по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза"

4. Анализ результатов экспериментальных тестов итоговой проверки знаний по физике в 11 классе.

В процессе работы над дипломом были изучены содержание и технология централизованного тестирования по физике, как наиболее развивающейся области итоговой проверки знаний учащихся и выпускников школ. Также были решены тесты №1 ЦТ РБ 2007 и 2008 годов.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проверки знаний, умений и навыков по физике

§ 1. Основные функции проверки знаний, умений и навыков в учебном процессе

Изучение и анализ научно-педагогической литературы по теме дипломной работы [7], [8], [10], [12] привели к следующим результатам и выводам:

В обучении контроль и учет знаний умений и навыков играет существенную роль. Основной функцией контроля знаний в учебном процессе является руководство и управление учебной деятельностью учащихся. Контроль знаний способствует развитию творческих сил и способностей учащихся и осуществляется в полном соответствии с принципами обучения.

В результате контроля устанавливается:

глубина, полнота усвоенных знаний.

готовность класса к усвоению новых знаний.

уровень самостоятельной работы учащихся.

трудности, ошибки учащихся в понимании тех или иных вопросов.

Контроль знаний является завершающим этапом в обучении и составной частью обучения. Сущность контроля знаний заключается в определении качества усвоения учащимися учебного материала и повышение их ответственности в учебной работе.

Контроль знаний служит цели совершенствования учебного процесса. В случае обнаружения неудовлетворительных знаний у учащихся, учитель должен пересмотреть, внести изменения в организацию и методику учебной работы.

Когда же выявлены неудовлетворительные знания лишь у отдельных учащихся, учитель вносит изменения в индивидуальную работу с учащимися.

Контроль знаний проводится на основе научно обоснованных и опытным путем проверенных принципов, к которым относятся:

Объективность.

Всесторонность.

Индивидуальный, дифференцированный и воспитывающий характер проверки и оценки знаний. Существует целый ряд методов контроля, т.е. способов, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Основными из них являются:

1. Планомерное, систематическое наблюдение учителя за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков.

2. Методы устного контроля к которым относятся: опрос учащихся, контрольное чтение карт, чертежей, графиков, технической или технологической документации.

3. Методы письменного контроля - диктанты и изложения, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений.

В сравнении с устным письменный контроль характеризуется высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большей самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности класса и каждого ученика в отдельности. Однако, письменный контроль отмечен наличием определенных трудностей в организации и проведении, а также необходимостью затраты значительного времени учителем на проверку выполненных работ.

К этим же методам относится и тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся.

4. Методы практического контроля. Такими методами являются: решение различных экспериментальных задач, выполнение лабораторных работ, проведение несложных опытов, наблюдений, отдельных операций в школьных учебных мастерских и другие. В эту же группу входят методы графического контроля: умение выполнения чертежей, графиков, схем, диаграмм.

5. Экзамены. Это отдельный вид контроля знаний. Проводится в целях итоговой проверки учебной работы учеников, служат средством государственного контроля за работой учителей и школ.

Все вышеперечисленные методы контроля знаний органически сочетаются с другими сторонами процесса воспитания и обучения.

Основными видами контроля знаний являются: текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль проводится учителем на каждом уроке, в ходе повседневной работы, путем фронтального и индивидуального опроса, эвристической беседы, проверки выполнения домашних заданий. Этот вид контроля способствует повышению интереса к учению, систематической самостоятельной работе учащихся, воспитанию чувства ответст...

Другие файлы:

Тестовый контроль знаний учащихся по физике 2 Психолого-педагогические основы

Тестовый контроль знаний учащихся по физике
Педагогические тесты в школе для измерения уровня знаний учащихся. Использование тестов при текущем контроле, экзаменационной аттестации. Тесты, соста...

Использование тестовой методики контроля при обучении практической грамматике французского языка на среднем этапе
Контроль знаний учащихся как один из элементов учебного процесса. Обучение практической грамматике на средней ступени. Тесты как средство объективной...

Тестирование как средство контроля лексических и грамматических навыков на этапе основного общего образования
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Методика организации, проведения контроля, составление тестов. Тестовый контроль уровня влад...

Основные параметры качества знаний по химии
Качество знаний, его главные параметры. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся....