Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады на примере Михайловской общеобразовательной средней школы им. Поповой В.С.
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО
Бурятский государственный университет
Педагогический институт
Кафедра технологии и предпринимательства
Дипломная работа
Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады на примере Михайловской общеобразовательной средней школы им. Поповой В.С.
Автор работы: Цыдыпова М.В.
Научный руководитель:
к.пед.н., доцент Дарханов В.И.
г. Улан-Удэ - 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954 гг.)
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954 гг.)
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993 г.)
Глава 2. Ученическая производственная бригада - стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки
§1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет
Глава 3. Социально-экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки. В этой связи изучение истории создания и деятельности ученических производственных бригад в решении проблем сельского хозяйства относится также к числу актуальных тем исторической науки. Такие исследования имеют большое теоретическое, практическое значение, способствует трудовому воспитанию школьников, формированию руководителей сельскохозяйственного производства, опытных специалистов, развитию экономики. Об актуальности проблем поднятых в данном исследовании свидетельствует и обращение Президента РФ Владимира Владимировича Путина к молодежи, в котором он выразил надежду на подрастающее поколение. «Наша надежда, сказал он, люди молодые и энергичные, все, кто познал решенную цену труда и умеет заработать на жизнь. Они знают и то, как избавить страну от унижения, бедности. Они способны вернуть ей не только экономическое и моральное достоинство. Это задача общенародная и вместе мы ее решим. Примеров в русской истории достаточно Россия выходила и не из таких переделок!». Широкий круг материалов дипломного проекта подтверждает необходимость изучения положительного опыта, накопленного в годы Советской власти, вопреки мнению отдельных ученых и государственных деятелей, в том числе и в сфере хозяйственного управления, в области обобщения опыта трудового воспитания молодого поколения, деятельности ученических производственных бригад. На современном этапе развития общества происходят кардинальные перемены в судьбах народов и поколений, меняются направления духовного прогресса. Сегодня важно правильно понять, извлечь из него уроки, восстановить справедливое отношение к опыту и деятельности старшего поколения.
Учет исторического опыта, своеобразие национальных особенностей очень важны для исследования социально-экономических, общественно-политических и социально-культурных процессов. Радикальные изменения, начавшиеся в нашей стране на рубеже 80-90-х годов XX века, распад СССР, вступление России на путь демократизации и либерализации экономики привели к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества. В нынешних условиях обновления всех сторон общественной жизни возрастает интерес к проблемам развития школьного образования, воспитания подрастающего поколения. Особого внимания заслуживают различные аспекты осуществления реформы общеобразовательной и высшей школы, развития их материальной базы. Изучение накопленного опыта трудового воспитания школьников имеет актуальное и практическое значение. Обобщение и осмысление этого опыта будут способствовать прогрессу образования в современных условиях. Ослабление в последние десятилетия внимания к нуждам и запросам школы, их игнорирование породили множество сложных проблем, что в свою очередь привело к снижению престижа отечественной общеобразовательной школы.
Практическая важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады.
Цель исследования:
- обобщить опыт деятельности республиканских органов власти и управления по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников;
- показать рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ;
- обратить внимание Министерства образования, науки и молодежной политики РБ, руководителей вузов, школ на необходимость возрождения традиций недавнего прошлого и возобновления деятельности производственных бригад с учетом новых исторических реалий.
В дипломной работе основное внимание уделено освещению роли бригад в решении проблем сельского хозяйства, в поднятии производительности.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс Михайловской средней общеобразовательной школы, способствующий формированию общеобразовательных и трудовых ценностных ориентаций старших школьников в разных социально-экономических контекстах.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательно-воспитательного процесса сельской школы, влияющие на особенности формирования трудовых ценностных ориентаций юношей и девушек на рубеже 2000-х-2010-х годов XI века и в новой социально-экономической ситуации, детерминирующей специфику педагогических условий.
Гипотеза: Соединение обучения с производительным трудом будет эффективным если:
- организовать учебный процесс, с учетом обеспечения образовательного процесса, соответствующего современным требованиям надлежащего материально-технического оснащения и состояния основных фондов; создание условий для творческой, научно-исследовательской деятельности учащихся;
- обеспечить создание условий для саморазвития личности учащихся, владеющих технологической культурой, обладающих ключевыми компетенциями, необходимых для успешной адаптации, самореализации и жизнедеятельности - рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы в Михайловской средней школе; показать рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ;
2. Определить рациональную организацию учебно-производственной бригады «Бригантина» в Михайловской общеобразовательной школе.
3. Проверить эффективность соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады.
4. Разработать рекомендации по применению теории и практики соединения обучения с производительным трудом в условиях учебно-производственной бригады.
База исследования: исследование проводилось в процессе преподавания. В нем приняли участие 97 учащихся 5-11-ых классов Михайловской общеобразовательной средней школы Закаменского района. Исследование длилось в течение 2007-2010 года.
Практическая значимость исследования. Изучение, обобщение опыта создания и деятельности ученических производственных бригад имеет большое научное и практическое значение. Материал дипломной работы свидетельствует о значении ученических производственных бригад в трудовом воспитании школьников. Используя опыт ученических производительных бригад возникла острая необходимость в создании в школах производственных бригад с учетом новой обстановки и больших изменений в сельском хозяйстве под влиянием рыночных отношений. Методы исследования:
- анализ литературы по теме;
- реферирование, тезирование и конспектирование научных публикаций;
- беседы с обучающимися, учите...
Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики
Историческое развитие идеи соединения с производительным трудом в истории зарубежной педагогики. Развитие идеи соединение обучения с трудом в истории...
Особенности формирования иноязычного лексикона на среднем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Иноязычный лексикон: общая характеристика, структура, функции, методические основы обучения. Особенности формирования лексических навыков учащихся сед...
Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната
Исследование психологических особенностей проявления агрессивного поведения у детей-подростков на примере учащихся специальной (коррекционной) школы-и...
Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы
Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения. Типология индивидуализированных упражнений в технологиях обучения английскому...
Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии
О труде у нас говорят мало. Жестокость и насилие заполонили экраны кино и телевидения. Рекламируется западная культура, западный образ жизни. Конечно,...