Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Взаимосвязь понятий образования и воспитания. Характеристика основных факторов, влияющих на постановку целей в образовании. Список принципов обучения, составленный на основе традиционных дидактических и гуманистических методов воспитания личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи
  • Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании
  • Глава 3. Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

"Что сказали бы вы об архитекторе,

который, закладывая новое здание,

не сумел бы ответить вам на вопрос,

что он хочет строить - храм ли… просто ли дом…

То же самое должны вы сказать и о воспитателе,

который не сумеет ясно и точно определить вам

цели своей деятельности"

К.Д. Ушинский

Человеческое общество заинтересовано в собственном воспроизводстве. Исторически сложилось так, что основными инструментами воспроизводства стали образование и воспитание. Несмотря на существование множества определений этих двух понятий, многие эксперты сходятся в едином понимании "сверхзадачи" процессов образования и воспитания. Так, И.П. Подласый видит в образовании "инструмент развития общества", а в воспитании "процесс культурного воспроизводства образа идеального человека" [10, C. 157]. Н.В. Бордовская и А.А. Реан рассматривают образование как "один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры" [1, C. 210], а В.Г. Крысько [7] воспитанию отводит решающую роль в развитии человека, воспроизводстве высших ценностей и норм, накопленных за все время существования человечества.

Значимость образования и воспитания осознавалось во все времена и властью. Примером тому могут являться процессы формирования идеологии в 20-м веке в СССР, США, Германии, Китае и др., сменяющиеся в 21-м веке процессами формирования образовательной политики, переоценки ценностей и норм в общемировом масштабе.

В связи с высокой значимостью процессов образования и воспитания, на первый план выходит формулирование целей для этих процессов. И здесь важно понимать каким образом возникают эти формулировки, на что они опираются и как с ними нужно работать субъектам образования и воспитания, и в первую очередь - педагогам.

Целью данной работы является определение специфики процессов целеполагания и формирования идеалов в образовании и воспитании. Сделать это возможно через решение следующих задач:

- определение понятий "образование" и "воспитание", раскрытие специфики их связи;

- анализ исторических прецедентов использования понятий "образование" и "воспитание";

- определение специфики формирования целей в образовании и воспитании, связи между процессом целеполагания и идеализацией;

- определение современных целей в образовании и воспитании, условий их формирования и перспектив реализации.

Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них.

Согласно В.Г. Крысько, образование - "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком

определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека" [7, C. 74].

А воспитание, в понимании этого автора "это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности" [7, C. 78].

Согласно Н.В. Бордовской, образование - "это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей" [1 C.96].

По Н.С. Дашиной "воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности" [5, C.63].

Согласно М. П. Поповой, воспитание - "социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры" [11, C. 43].

Интересны определения понятий, данные еще Л.Н. Толстым. "Воспитание, по его мнению, есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого -- сообщать уже приобретенное им" [13, C.48].

Тон образовательной политики нашего государства задается определением понятия образования, которое дано с первых страниц закона "Об образовании". "Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения… обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом" [14].

Анализ приведенных выше и других определений понятий "образование" и "воспитание" позволяет сделать следующие выводы:

- образование и воспитание - есть длительные по времени процессы;

- образование и воспитание - есть целенаправленные процессы;

- содержание процессов воспитания и образования задается актуальными требованиями заказчиков, в роли которых выступают государство, общество (семья, бизнес и др. микрогруппы);

- помимо актуальных требований заказчиков существуют культурные традиции в определении норм и ценностей, которые также должны быть включены в содержание процессов воспитания и образования;

- основным содержанием процессов образования и воспитания выступают нормы и ценности. Специфика заключается в том, что для образования эти нормы определены некоторым набором знаний, умений, навыков и способностей, а для воспитания - набором поступков человека (поведением);

- основной целью процессов воспитания и образования многими экспертами видится трансляция традиционных - культурных и вновь приобретенных - общественных норм и ценностей от старших поколений младшим;

- существуют некоторые разногласия в определении понятий "образование" и "воспитание". В частности они проявляются в определениях Толстого и определении, взятом из ФЗ "Об образовании". Так великий писатель воспитание ставит в один синонимичный ряд с образованием, а законодатели и вовсе объединяют под понятием "образование" процесс воспитания. Последнее также часто встречается и в других источниках. Так И.А. Зимняя считает, что образование включает в себя два взаимосвязанных процесса - процесс обучения и процесс воспитания. Но, в общем и целом эти разногласия несущественны, когда речь идет о формулировках целей и идеальных образов человека, которые необходимо достичь в процессе образования и воспитания человека.

Подводя итог вышесказанному, конкретизируем определения понятий "образование" и "воспитание". Под первым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Понимая под образованием и воспитанием не только некоторую деятельность, но и ее результат, мы акцентируем тем самым внимание на важности формирования образа этого результата, выражаемого в виде некоего идеала, конкретизируемого в виде цели.

Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании

Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании.

В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель - вооружать человека опытом выживания, умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни" [10, C. 184]. Специальных образовательных учреждений в то время не было, школы лишь зарождались. Главными методами воспитательной работы в то время было подражание и упражнение. Дети находились рядом с взрослыми и учились на их примере той деятельности, которая была остро необходима для выживания.

Понятие "образование" малоприменимо к тому времени, собственно также как и "воспитание". Здесь определенные навыки и знания сливались воедино с манерой поведения и проеци...

Другие файлы:

Нормативные акты об образовании в России
Проблемы развития образования в РФ, перспективы и направления данного процесса, современные тенденции и пути совершенствования. Федеральный закон "Об...

Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего
В книге впервые дан анализ педагогических взглядов социалистов-утопистов 16-19 веков, показано развитеи идей об образовании и воспитании гармоничной и...

Компетентностный подход в образовании: основные этапы становления и тенденции изменений в профессиональном образовании

Жан Жак Руссо о воспитании и образовании
Руссо как самый знаменитый писатель Франции в XVIII в. Методы школьного обучения в XIX в. по А. Дистервегу. Педагогический путь Руссо. Роман-трактат "...

Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Современные тенденции развития дошкольного образования. Предпосылки становления инновационной деятельности. Закономерности протекания инновационных пр...