Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г.Чернышевского»
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Курсовая работа
Исполнитель: Куфарова Лариса Сергеевна,
Студент курса заочного отделения
Научный руководитель:
Чита 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы
дошкольный образование инновационный
Введение
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Исследования нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
В данной курсовой работе рассмотрена сущность явления инноватики в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.
Цель - исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.
Глава 1. ДОУ КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 ДОУ как система
ДОУ как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.
Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.
Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.
Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ - медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.
Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.
Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.
Выделенные пространства необходимы и на сегодняшний день, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ.
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ:
- кадровое, информационное обеспечение;
- материально-техническая база, ресурсы;
- управляющая система.
Пространство развития родителей:
- включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);
- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
- взаимоотношение родителей в семье;
- стиль воспитания в семье;
- родительское сообщество.
Пространство развития педагогов:
- система стимулирования и мотивации;
- мастерство и профессионализм;
- сотрудничество, сотворчество;
- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).
Пространство развития ребенка:
- предметно-развивающая среда;
- образовательное пространство;
- дополнительное образовательное пространство;
- социальная ситуация развития;
- медико-социопсихопедагогическое сопровождение;
- детское сообщество.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
1.3 ДОУ в режиме развития
Режим развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленно...
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения...
Инновационная деятельность библиотек
Библиотеки как социальный институт, их перспективы в современном мире, место и роль инноваций в развитии и повышении качества работы. Инновационная де...
Инновационная деятельность предприятия
Инновационная деятельности. Инновации, их экономическая сущность и значение. Инновационный процесс как объект управления. Структура инновационного про...
Педагогическая поддержка адаптации детей 3-4 лет в дошкольном образовательном учреждении
Сравнительный анализ образования и педагогической поддержки. Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении как психолого-педагогическая пр...
Использование вальдорфской педагогики в современном дошкольном образовании
Понятие и основополагающие принципы, история вальдорфской педагогики, направления ее работы. Специальное обучение по Штайнеру. Особенности развития ум...