Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Совершенствование методики преподавания темы "Арифметическая и геометрическая прогрессии" с позиции активизации познавательной деятельности учащихся

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Примерное тематическое планирование и рекомендации к изучению темы "Арифметическая и геометрическая прогрессии". Организация внеклассной работы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

факультет математики и информатики

специальность: 032100 - математика; 030100 - информатика

кафедра математики и МПМ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Совершенствование методики преподавания темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с позиции активизации познавательной деятельности учащихся

Выполнила

студентка 5 курса, гр. 2000-М

факультета математики и информатики

Тихая Наталья Анатольевна

Проверила

старший преподаватель

кафедры математики и МПМ

Генералова Татьяна Валентиновна

Славянск-на-Кубани

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

урок математика прогрессия познавательная

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики средней общеобразовательной школы

§1. Арифметическая прогрессия

§2. Геометрическая прогрессия

Глава 2. Методические рекомендации к изучению темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики средней общеобразовательной школы

§1. Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении прогрессий

§2. Примерное тематическое планирование темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

§3. Методические рекомендации к изучению теоретического материала темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

§4. Методические рекомендации к урокам решения задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

§5. Методические рекомендации к урокам повторения, обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

§6. Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

§7. Внеклассная работа по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в настоящее время этот вопрос остается актуальным для всех поколений педагогов и учащихся.

Что же представляет собой познавательная активность?

А.К. Маркова под проявлением познавательной активности понимает «Все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности [21].

П.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность - это инициативное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявления интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [15].

Т.И. Шамова высказала следующее: «Активность в учении… не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» [21].

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет о его познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает прежде всего учитель, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие запоминание сохранение воспроизведение интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов [21].

Итак, познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося - это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно активный, а с него на активно исполнительский. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «камчатке».

Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе алгебры средней школы изучается обособленно, лишь в девятом классе, мало перекликаясь с другими разделами школьной программы. Но несмотря на это задачи, для решения которых необходимо знать не только формулы п-го члена и суммы первых п членов, но и свойства арифметической и геометрической прогрессий, предлагаются на ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы. А для того, чтобы знания ученика были на достаточно высоком уровне, необходимо активизировать его познавательную деятельность при изучении прогрессий. Поэтому теоретические и практические исследования по данной теме представляются актуальными в настоящее время и обусловлены насущными потребностями средних школ различного уровня: как общеобразовательных, так и с математическим уклоном.

В выпускной квалификационной работе объектом исследования является процесс обучения алгебре в средней школе.

Предметом исследования выступает методика изучения прогрессий и ее применение в средней общеобразовательной школе.

Цель данной работы состоит в совершенствовании методики преподавания темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с позиции активизации познавательной деятельности учащихся.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач.

1. Совершенствовать методику изучения прогрессий на основе активизации познавательной деятельности учеников.

2. Изучить существующие в настоящее время определения, формулы и свойства арифметической и геометрической прогрессий.

3. Создать целостную теоретическую базу по изучению темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

4. Провести практическую проверку с целью установления эффективности предложенной методики.

Для того чтобы решить поставленные задачи, использовались следующие методы.

1. Анализ научной и методической литературы, а также учебных пособий.

2. Тщательное изучение и проработка подобранного теоретического и практического материала.

3. Решение задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

4. Изучение и обобщение имеющегося опыта преподавания темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что она может быть использована в качестве научно-методического пособия, которое поможет в преподавании темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе алгебры средней общеобразовательной школы, а также в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

ГЛАВА 1. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ

§1. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ

Будем выписывать в порядке возрастания положительные четные числа. Первое такое число равно 2, второе 4, третье 6 и т.д. Получим последовательность 2, 4, 6, … .

Очевидно, что на четвертом месте этой последовательности будет число 8, на десятом - число 20 и т.д. Вообще для любого номера n можно указать соответствующее ему положительное четное число, оно равно 2n.

Рассмотрим еще одну последовательность. Будем выписывать в порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1:

.

Для любого номера n мы можем узнать соответствующую ему дробь; она равна .

Числа, образующие последовательность, называют соответственно первым, вторым и т.д. членами...

Другие файлы:

Активизация познавательной деятельности учащихся
Дидактические основы активизации обучения учащихся. Уровни познавательной активности учащихся. Способы активизации обучения при преподавании экономики...

Игра как средство активизации познавательной деятельности
Психолого-педагогические основы применения дидактических игр в активизации познавательной деятельности учащихся. Исследование роли игры в психическом...

Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 7-9 классах
Основы активизации учебной деятельности учащихся школы среднего звена. Роль активизации познавательного интереса в образовании учащихся 7–9 классов. Ф...

Педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики при изучении темы "Текстовый редактор" (по методике обучения информатике)
Анализ современного педагогического опыта по решению проблемы активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики. Разработка дид...

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
Характеристика способов активизации познавательной деятельности студентов на лекции. Специфика некоторых вариантов привлечения и поддержания внимания...