Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики при изучении темы "Текстовый редактор" (по методике обучения информатике)

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анализ современного педагогического опыта по решению проблемы активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики. Разработка дидактического обеспечения активизации познавательной деятельности при изучении темы "Текстовый редактор".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Школьное отделение

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА

Педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики при изучении темы «Текстовый редактор» (по методике обучения информатике)

Студентки V курса 651 группы

Утибаевой Анель Ерболовны

специальность 050202«Информатика»

Руководитель: Ганцен Л. Р.

Магнитогорск 2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АКТИВИЗАЦИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Содержание познавательной деятельности школьников как психолого-педагогического понятия

1.2 Педагогические условия активизации познавательной деятельности

1.3 Анализ современного педагогического опыта по решению проблемы активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР»

2.1 Методические основы изучения школьниками темы «Текстовый редактор»

2.2 Педагогические условия активизации у школьников познавательной деятельности в процессе изучения темы: «Текстовый редактор»

2.3 Задачи, содержание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития.

Фундаментальные изменения в экономике и общественной жизни предъявляют существенно новые требования к личности, развитие которой смысл и суть системы образования. Главные среди этих требований инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, способность и готовность к обоснованному выбору, сформированность социально значимых компетенций и т.д. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью...» - говорится в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». «Базовое звено образования подчеркивается в концепции - общеобразовательная школа, ее модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [68].

Сегодня школа не может раз и навсегда вооружить молодого человека всей необходимой ему информацией, поскольку эта информация постоянно и интенсивно обновляется. Поэтому современный этап развития средней общеобразовательной школы связан, прежде всего, с необходимостью решения проблемы повышения познавательной активности и творческого потенциала учащихся. Необходим переход от системы образования, ориентированной в основном на репродуктивное усвоение знаний, к системе, направленной на образование и воспитание активной, творческой личности, обладающей способностью к самостоятельному познанию нового и подготовленной к осознанному выбору своего дальнейшего жизненного пути.

Таким образом, перед школой стоит задача подготовить учащихся к активной познавательной деятельности, способных обеспечивать собственный интеллектуальный рост, обогащать свои знания, применять их в новых экономических условиях.

Проблема формирования и развития познавательных потребностей и интересов, наиболее соответствующих индивидуальным склонностям и способностям учащихся, нашла свое отражение в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Вопросы активизации познавательной деятельности в процессе обучения рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой, А. С. Роботовой, В. Н. Максимовой, В. А. Филипповой, П. И. Будаева, И. Г. Мамонтова и др. В этих работах исследуются основные направления и условия активизации познавательной деятельности школьников, уровни развития познавательной активности обучаемых.

Немало подходов к решению этой проблемы найдено и практикой современной российской школы.

Однако нельзя сказать, что потенциал современной методики обучения для повышения познавательной активности школьников использован в полной мере. В частности, анализ теории и практики школьного обучения информатике убедительно показывает, что имеется противоречие между разработанностью вопроса активизации познавательной деятельности в литературе и ограниченным использованием приемов активизации в учебном процессе. Исходя из данного противоречия, мы определили проблему исследования следующим образом: каковы педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы: «Текстовый редактор».

Цель исследования - определение, описание и экспериментальная проверка педагогических условий активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы: «Текстовый редактор».

Объект исследования - процесс обучения информатики.

Предмет исследования - педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики.

Гипотеза исследования - активизация познавательной деятельности школьников на уроках информатики при изучении темы: «Текстовый редактор» будет эффективной, если обеспечивается систематическое и регулярное включение в образовательный процесс приемов активизации познавательной деятельности.

Задачи исследования:

1) изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения;

2) дать характеристику познавательной деятельности школьников;

3) разработать и реализовать на практике дидактическое обеспечение активизации познавательной деятельности у школьников в процессе обучения;

4) разработать критерии оценки уровни сформированности познавательной деятельности школьников;

5) сделать выводы на основе проведенного эксперимента.

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, сравнение, систематизация, классификация, наблюдение, тестирование, анализ деятельности учащихся, эксперимент, ранжирование, составление таблиц.

База исследования: исследование проводилось на базе 8 класса МОУ СОШ № 2 г.Карталы.

Теоретическая значимость состоит в выявлении приемов активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и в разработке критериев выявления уровня сформированности познавательной деятельности школьников.

Практическая значимость заключается в разработке дидактических материалов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности школьников на уроках информатики в процессе обучения текстовому редактору.

Глава 1. Активизация у школьников познавательной деятельности в процессе обучения как психолого-педагогические проблемы

1.1 Содержание познавательной деятельности школьников как психолого-педагогического понятия

педагогический познавательный школьник урок

В данном параграфе мы проведем анализ психолого-педагогической литературы с целью раскрытия основного понятийного аппарата, связанного с активизацией познавательной деятельности школьника.

В психологической литературе под деятельностью понимают активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства [12]. В деятельности человек не только осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, все достижения природы и общественной жизни, но и одновременно с этим он «достраивает» этот предметный мир, переделывает природу, обогащает общественную жизнь.

«В этой сложной преобразующей деятельности человек обретает себя, выступает как субъект, как творец, как деятель» [32].

Человек, изменяя природу, изменяет свою собственную природу в меру своей активности, которую он приносит в деятельность, обогащая ее своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренним побуждениями. Изменение, преобразование, формирование человека вне его активности осуществлять бесперспективно.

Опираясь на теорию деятельности Г. И. Щукиной, мы вправе считать, что деятельность - основа учебного процесса.

Другие файлы:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения
Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся. Психолого-педагогические основы активных методов обучения. Уровни познавател...

Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность ученика на занятиях. Разработка к...

Активизация познавательной деятельности учащихся
Дидактические основы активизации обучения учащихся. Уровни познавательной активности учащихся. Способы активизации обучения при преподавании экономики...

Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике
Организационно-педагогические условия применения игровой деятельности как условия активизации учебно-познавательного процесса на уроках экономики. Рол...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках. Анализ программ по литературному чтению. Работа над текстами художественных произве...