Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Система образования в Швеции

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Специфические особенности педагогической системы в Швеции, история и этапы ее становления, современное состояние, перспективы и тенденции дальнейшего развития. Исследование взаимосвязи учебного процесса и подготовки к дальнейшему трудоустройству.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

Система образования в Швеции

Введение

Система народного образования служит важным показателем развитости социальной инфраструктуры. Потребность в подготовке высококвалифицированной рабочей силы, необходимой современному производству в условиях научно-технической революции, требует от правящих классов расширения сферы образования и просвещения.

Образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. По расходам на душу населения в сфере образования Швеция занимает ведущее место в мире. В стране практически полная грамотность населения. Характерная черта образования в Швеции - широкий охват населения.

В 50-е годы была проведена реформа системы образования. Вместо разнотипных заведений были созданы обязательная начальная, общеобразовательная девятилетняя школа, средняя школа (гимназия) для 16 - летних, а также система образования взрослых, дающая возможность получить такое же образование, как в начальной и средней школе для детей и высшая школа, которая в принципе открыта каждому при условии окончания двухлетней средней школы. Все дети имеют возможность получить дошкольное образование в течение как минимум одного года до поступления в школу в возрасте 7 лет. Высшее образование почти полностью государственное.

Законодательство о школах утверждается риксдагом. Правительство намечает основные направления школьной работы. Управление образования отвечает за централизованное планирование, осуществление образования и разработку, и улучшение учебного плана. Каждый план имеет местное управление образования. Внутри своих географических границ они имеют те же задачи, что и управление образования на общенациональном уровне.

Расходы на начальное и среднее образование поделены между государством и коммунами примерно пополам. В целом на образование идет 22% расходов местных органов власти и 13,5% - государственного бюджета. Закон запрещает брать плату за обучение и пользование учебными материалами. Школьное питание и транспорт также бесплатны в системе обязательного образования. В большинстве коммун питание и учебники бесплатны и для учащихся средних школ.

Учащиеся средних школ получают пособие на образование, которое частично покрывает стоимость обучения и транспорт

1. Дошкольное образование в Швеции

Государство гарантирует всем шведским детям в возрасте от 1 до 5 лет место в детском саду. Посещение дошкольных учреждений не обязательно, как и в большинстве других государств. Так же необязателен к посещению и подготовительный класс, в который производится набор детей, достигших возраста 6 лет.

Со стороны самих работников детских садов существует явно выраженное желание, чтобы их воспринимали как педагогов и именовали учителями. У них есть учебные планы, подобные школьным по форме, они должны иметь высшее педагогическое образование. В реальности педагогов детских садов с высшим педагогическим образованием катастрофически не хватает. На работу нередко принимаются выпускники гимназий, прослушавшие несколько педагогических курсов в рамках гимназического образования. А также эмигранты, получившие любое педагогическое образование на своей родине. Многие работники детских садов учатся параллельно работе, ведь после получения диплома о высшем образовании их оклад возрастает раза в полтора. Дети обычно начинают посещать детские сады с двух лет, при желании можно и с одного. Заканчивают в шесть лет. Буквам и цифрам детей учить начинают, но читать и выполнять простейшие арифметический действия дети до школы не умеют. Подавляющее большинство детских садов государственные, максимальная плата - 700 крон (70 евро) в месяц, да и та может быть уменьшена. Хоть посещение детского сада - дело добровольное, но большинство детей их посещает. Интересными для российского читателя фактами являются следующие: пребывание детей в детском саду отнюдь не означает пребывание на его территории. Их водят в лесопарки, музеи, спортивные залы, библиотеки, в изобилии имеющиеся на прилегающей территории детские площадки. И всё это не эпизодически, а почти ежедневно. Кроватей с бельём в детских садах нет, спят дети в одежде на матрасах и только при своём желании. Немалую часть среди педагогов составляю мужчины, по моим наблюдениям - не менее четверти.

Рисунок 1.1-Солнечный детский сад в Швеции

обучение педагогический трудоустройство

Уже начиная с детских садов отношение к детям уважительное, с личностно-ориентированным подходом к каждой маленькой индивидуальности. Ребенка не заставляют делать то, что он не хочет сам или еще не понимает, как это делать вследствие возраста, к примеру, приучение к горшку идет в возрасте 2-3 лет и после того, как ребенок сам проявил интерес и захотел перестать носить подгузники. Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения. Так, детсадовская группа трехлеток спокойно стоит в очереди к завтраку и аккуратно набирает в свои тарелки предложенную еду из разных блюд шведского стола. При этом они не толкаются, не бросают друг в друга морковкой и не запихивают за шиворот лапшу. Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам. Так, в детсаду дети выращивают и кормят червячков, поливают в лесу головастиков и садят зеленые насаждения на участке, например, морковку или землянику. При этом детям позволяется валяться в мокром песке, ходить по лужам и гулять даже тогда, когда идет дождь. Прогулки на свежем воздухе не отменяются только потому, что идет дождь, так как есть простое решение - непромокаемая прорезиненная одежда и обувь для таких прогулок.

2. Школьное образование

Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года. Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет. С 1991 года с разрешения муниципальных властей стали открываться и классы для шестилеток, куда родители по своему желанию могут отправить ребенка.

Основной принцип современной шведской системы образования состоит в том, что все дети и подростки имеют равные возможности получать образование, независимо от их национальности, социального положения или места жительства.

Среднее образование в Швеции состоит из двух ступеней: 9-летней обязательной школы и 3-х летней гимназии. В обычную гимназию можно поступить до 20 лет, для старших существуют специальные гимназии для взрослых.

Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Около 98% учащихся посещают муниципальные школы.

Размер школ в Швеции связан с их местонахождением. Для крупных городов характерны большие школы, принимающие до 2000 учащихся; в провинции чаще встречаются маленькие школы.

Вопросы о структурной организации, формах преподавания, размере классов и т.д. решаются самостоятельно каждой школой. Все учебные заведения, входящие в систему общественного образования, полностью или частично финансируются государством. Обучение в них бесплатное. Кроме того, учащимся бесплатно выдают учебники, школьные принадлежности, бесплатно кормят обедами и развозят по домам.

Обязательным для шведского образования является развитие у учащегося принципов, представлений и норм, на которых основано шведское общество: неприкосновенность человеческой жизни, свобода личности, равное достоинство и ценность всех людей, равноправие мужчины и женщины, солидарность и помощь слабым.

Все общенациональные цели образования не просто декларированы, но и активно проводятся в жизнь.

2.1 Муниципальные школы

Основными предметами в средней 9-летней школе являются шведский язык, английский язык и математика. В конце 9-го класса проводится единая по всей стране контрольная работа по каждому из этих предметов. Кроме того, изучаются такие предметы, как домоводство, рисование, физкультура, музыка, труд. Есть курс по обществоведению (включая изучение религии) и курс естествознания. Преподается второй, кроме английского, иностранный язык. Литературу в шведских школах не изучают.

Оценки начинают выставляться только со второго полугодия 8 класса. Причем существует только три оценки: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Если по какому-то предмету знания оцениваются как «неудовлетворительные», то они не оцениваются вообще, чтобы не травмировать психику ребенка.

Отношения между учителем и учащимся строятся на принципах равноправия и партнерства.

По окончании школы учащиеся получают аттестат с отметками. Знания и навыки оцениваются по критериям, единым для всей страны и приводимым в программе по каждому предмету.

Кроме преподавателей, в каждой школе обязательно есть психолог и консультант, которые помогают выпускникам выбрать направление дальнейшего образования или рабочую специальность. Есть так же врач и медсестра, которые просвещают учащихся вопросах гигиены и проводят медицинские обследования.

Рисунок 2.1-Муниципальная школа в г. Оверкаликс

2.2 Альтернативные школы

Количество альтернативных школ в Швеции сравнительно невелико. Их возникновение связ...

Другие файлы:

Система образования в Австралии
Классификация системы образования. Австралийская система образования, ее деление на пять секторов. Характеристика дошкольного образования. Система нач...

История государства и права Швеции в период с XIX в. по нач. XX в.
Общая характеристика Швеции как государства в Северной Европе. Утверждение капиталистических отношений в Швеции. Буржуазная революция и реформы 1800-...

Политическая система Швеции
Политические системы как совокупность государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Место и роль гос...

Туризм Швеции
Географическое положение и климат Швеции. Туристический, ресторанный бизнес и транспортный сектор в Швеции. Оформление визы и таможенные формальности....

Система образования
Краткая характеристика системы образования. Система уровней образования, структура и особенности. Место среднего общего образования в жизни человека....