Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Сиротство как проблема российского общества

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сиротство в современной России: виды, причины, проблемы и пути решения. Отечественный опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Анализ технологий социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сиротство как проблема российского общества

1.1 Сущность сиротства и его виды

1.2 Отечественный опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

1.3 Сиротство в современной России: причины, последствия и возможные пути решения

2. Социальная адаптация как основополагающая технология в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

2.1 Социальная адаптация: понятие, сущность, виды

2.2 Проблемы социальной адаптации воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа

2.3 Трудовая адаптация в структуре социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в городе Серпухове

3.1 Система интернатных учреждений: основные проблемы социальной адаптации их выпускников

3.2 Опыт работы Муромского детского дома № 1 по решению проблем социальной адаптации воспитанников учреждения

3.3 Центр социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как важное структурное звено в содействии их успешной социальной адаптации

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сиротства сегодня характерна для многих стран - как развитых, так и развивающихся. По данным международных экспертов ООН, заметный рост числа брошенных детей отмечается в странах Западной и Восточной Европы. Американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. За рубежом их называют «отказниками», «казенными младенцами», «рожденными, чтобы быть покинутыми» и др. В России в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения при живых родителях, возникло понятие «социальные сироты».

Специалисты утверждают, что за последние сто лет наша страна переживает третью волну сиротства. Первая пришлась на период после первой мировой и гражданской войн в начале XX в.; вторая захватила страну во время и после Великой Отечественной войны. Третью волну мы наблюдаем сейчас. Если в 1945 г. в России было около 678 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то сегодня их число в два раза превышает общее количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войн. По числу детей-сирот (в т.ч. социальных), приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире.

Как отмечалось выше, в нашей стране, вместе с ростом количества круглых (потерявших обоих родителей) сирот и полусирот (лишившихся либо никогда не имевших одного из родителей) получило распространение социальное сиротство, выражающееся в устранении родителей от выполнении обязанностей по отношению к своим детям. Если в 2001 году в России общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 654 тыс. человек, то в 2007только социальных сирот, по утверждениям некоторых исследователей, насчитывалось более 685 тыс. человек.

Данная ситуация обусловлена процессами, характеризующими развитие России два последних десятилетия XX века. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризисы, потрясшие страну, привели к увеличению числа семей, которые испытывают социально-экономические, психологические проблемы, переживают структурную дезорганизацию. Так, в России выросло число детей, рожденных вне брака: в 1985 г. их удельный вес составлял 12% от общего количества родившихся за год детей, в 1991 г. - 16%, в 2007г. - 28%. В 2008г. в округе Муром, например, каждый сотый ребенок воспитывался в неполной семье, ежегодно растет число лиц, лишенных родительских прав. По данным Управления образования Мурома, в 1999 г. прав на воспитание лишены 48 мам и пап. В результате, 60 детей (в некоторых случаях родители лишались прав на воспитание 2-3 детей) остались сиротами при живых родителях. В 2001 г. эти показатели составляли, соответственно, 62 родителя и 82 ребенка, в 2007г. - 111 родителей и 117 детей (см. приложение 1).

Традиционный для России путь решения проблем воспитания, образования и реабилитации детей, по тем или иным причинам лишившихся родителей, заключается в развитии системы учреждений государственного попечения разного типа, т.е. интернатных учреждений. Их в нашей стране сегодня насчитывается около 2100. Это школы- и дома-интернаты, дома ребенка, детские дома (в т.ч. семейного типа), социальные приюты, семейные детские дома и детские деревни. Из этого общего числа учреждений государственного попечения, по данным Министерства образования РФ, 1315 являются детскими домами: дошкольными, смешанного типа, коррекционными. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в опекунских, патронатных и приемных семьях.

Система воспитательно-образовательной работы в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда способствует тому, чтобы воспитанники, выходя из стен детского дома, были в полной мере готовы к самостоятельной жизни в обществе. Несмотря на огромные материальные затраты государства, методическую организованность и старания педагогического коллектива, воспитанники, выходя из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередко становятся асоциальными личностями, не способными к самостоятельной ответственной жизни. Некоторые воспитанники интернатных учреждений повторяют судьбу своих родителей, как и они, впоследствии лишаясь родительских прав, и, как следствие, расширяя поле сиротства.

Именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о разработке действенных направлений работы, в особой степени касающихся процесса социальной адаптации воспитанников и выпускников учреждений государственного попечения. Проблемы, возникающие на этом пути, затрагивают практически все сферы их жизни: профессиональное самоопределение, трудоустройство, брак, материально-бытовая сфера, установление дружеских контактов и отношений в трудовых коллективах и т.д.4

Таким образом, в российском обществе намечается явное противоречие. С одной стороны, все возрастающее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находясь в интернатном учреждении и выходя из него, испытывает трудности в адаптации к жизни в обществе, нередко попадая в категорию асоциальных граждан и, тем самым, обостряя социальную напряженность в стране. С другой стороны, применяемые в настоящее время формы и методы работы по решению проблем воспитанников и выпускников детских домов в процессе их социальной адаптации, по мнению ряда ученых, зачастую оказываются малоэффективными.

Разработкой теоретических и практических аспектов, связанных с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые как Г.В. Семья, И.Ю. Дементьева, Е.И. Морозова. Л.В. Бадя провела большую работу по анализу исторического опыта социальной работы в России; В.В. Беляков изучал проблемы детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Г.М. Иващенко занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. В.И. Слуцкий исследовал влияние феномена общественной собственности на формирование личности воспитанников детских домов. И.Б. Назарова работала над определением основных факторов, оказывающих негативное воздействие на социальную адаптацию воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа.

Объектом настоящего исследования являются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования - методы, формы, приемы работы социальных служб с воспитанниками учреждений интернатного типа, в процессе их социальной адаптации.

Цель данного исследования - определение проблем, с которыми сталкиваются воспитанники российских учреждений интернатного типа (в т.ч. в округе Муром Владимирской области), и анализ форм, методов, методик и приемов применяемых в социальной работе с детьми сиротами в процессе их социальной адаптации.

Задачи исследования:

1) дать определение понятия сиротства и выявить его сущность;

2) проанализировать отечественный исторический опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

3) разработать структуру сиротства современной России;

4) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;

5) провести социологическое исследование в целях выявления основных проблем, сдерживающих процесс успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников и выпускников интернатных учреждений в округе Муром;

6) изучить практический опыт работы Муромского детского дома № 1 по решению социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность в этом направлении Центра социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) определить приоритетные направления деятельности как государства в целом, так и учреждений, взаимодействующих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по решению проблем сиротства.

Другие файлы:

Проблема российского менталитета в условиях перехода к рынку
Основные параметры российского менталитета и его воздействие на состояние современного общества. Влияние системы базовых метафор русской культуры. Про...

Наркомания как актуальная проблема современного российского общества
Раскрытие содержания негативной девиации и исследование наркомании как вида девиантного поведения. Выявление особенностей и анализ наркомании как акту...

Россия в мировом историческом процессе
Взаимоотношения верховной политической власти страны и российского общества. Соотношение истории России с историей российского реформаторства. Методы...

Особенности российского правосознания
Соотношение правосознания с другими элементами правовой культуры, влияние на него философских теорий, идеологических воззрений, традиций и религиозных...

История становления призрения сирот в России
Сиротство и попечительство. Сиротство как общественное явление. Развитие государственной системы помощи сиротам. Деятельность советской власти по реше...