Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Разработка учебного модуля по курсу "социология" для студентов очной формы обучения технических специальностей

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Теоретические основы и дидактическая цель модульного обучения как программы, индивидуализированной по содержанию, методам, темпу учебно-познавательной деятельности и уровню самостоятельности студентов. Учебно-лекционные блоки по дисциплине "Социология".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность работы заключается в том, что образовательная система сегодня развивается в направлении максимальной индивидуализации обучения, разработки индивидуальных образовательных траекторий, которые могут быть задействованы только при условии опоры на личностные и когнитивные особенности субъекта, учета его жизненных целей и смыслов. Реализация такого подхода возможна на основании формирования у студентов механизмов самообучения и самовоспитания через организацию специальной системы самостоятельной работы, которая является не приложением к лекционному курсу, составляемому преподавателем, а самостоятельной технологией обучения, в наибольшей степени соответствующей парадигме гуманизации образования. Педагог должен понимать, что его задача - не обеспечить запоминание студентом определенных математических формул, а сформировать у него целостную картину мира и способность к использованию получаемой информации в решении профессиональных и жизненных вопросов. Образование в вузе должно быть направленно на развитие поведенческих, личностных и когнитивных качеств человека, обеспечение эффективной самореализации личности. Применение технологии модульного обучения должно решить поставленные задачи.

Степень научной разработанности проблемы. Ряд зарубежных авторов (В. Голдшмид, М. Голдшмид и другие) понимали под модулем формирование самостоятельной единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей обучения.

Несколько иначе определяет суть модуля Дж. Рассел - основатель понятия модульного обучения, который рассматривает его в качестве "учебного пакета", охватывающего концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимися действий [12].

У отечественных авторов модуль определяется как целевой структурно-функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Так, В.А. Ермоленко [15],характеризует модуль или блок как содержательно и функционально завершенную структуру элемента содержания, реализующих одну или несколько учебных целей.

Т.И. Шамова [45] выявляет в технологии модульного обучения черты программированного обучения.

С.А. Шапоринский [46] выдвинул теорию о том, что для того, чтобы работа студента стала более успешной и самостоятельной нужно как можно более всеобъемлюще и тщательно должна быть предварительная деятельность объекта обучения.

Объект исследования - модульное обучение в ВУЗе.

Предмет исследования - технология модульного обучения в курсе "социология".

Цель исследования - разработать учебный модуль по курсу "социология" для студентов очной формы обучения технических специальностей.

Для достижения цели были поставлена следующая задача:

- рассмотреть теоретические основы модульного обучения;

- подготовить материал для разработки учебного модуля;

- разработать учебный модуль по дисциплине "социология" для студентов очной формы обучения.

Теоретическая основа исследования: научные труды (В.А. Голуб "Основы общей дидактики. Учебное пособие для ВУЗов") и так далее; материалы периодической печати (С.А. Шапоринский "Об учебной классификации научного знания и его объектов", В.С. Данюшенко "Теоретические аспекты формирования активности студента в обучении" и другие).

Методологическая основа исследования. Понятие "технология" прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки. В отечественной и зарубежной педагогике ведутся серьезные исследования по проблемам технологизации педагогической деятельности. За несколько десятилетий это понятие претерпело эволюцию, суть которой в последовательном расширении его объема: от элемента, технического "приспособления" в деятельности педагога до качественно нового понимания самой педагогической деятельности как системно организованной, технологизируемой социальной сферы.

Методы исследования: анализ теоретического и практического материала по теме исследования.

Научная новизна данной работы в том, что разработан модуль по дисциплине "Социология"

Практическая значимость работы в том, что разработанные модули можно применить в курсе преподавания "социологии" студентам очной формы обучения КубГТУ.

Структура работы - введение, одна глава, заключение, список использованных источников, приложение.

1. Организационно-методические основы технологии модульного обучения

1.1 Теоретические основы модульного обучения

Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения - одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с развитием его личностной сферы, предоставляя ему при этом возможности для самоуправления.

В докладе ЮНЕСКО на конференции 1982 года модуль стал определяться как изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения учебного материала приобретения одного умения или группы умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью [24]. Поэтому модуль включает в себя:

- целевой план действий;

- банк информации;

- методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

П.А. Юцявичене [39] - один из первых авторов, обосновавших сущность и методические основы модульного обучения, разработал принципы и правила построения модульной программы. Здесь модуль рассматривается как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала, а это означает, что:

- в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

- дается разъяснение к этой информации;

- определяются условия погружения в информацию (конкретных литературных источников, методов добывания информации);

- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

- указаны практические задания.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей:

- знаниевые модули (для изучения основ науки). Главное в процессе учения - это усвоение, представляющего процесс воспроизведения человеком исторически сформированных способов познавательной деятельности с объектами, типов отношений к ним. Сущность усвоения заключается в том, что эта воспроизводящая деятельность первоначально осуществляется во внешней, развернутой материальной форме и через ряд промежуточных форм превращается во внутреннюю, свернутую, "умственную" форму.

Как отмечают Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская [18], в широком смысле термин "усвоение" означает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление. Усвоение связано особенностями личности каждого учащегося - его чувствами, волей, со сложившимися у него отношением к действительности, с его склонностями и интересами, с определенными интеллектуальными качествами.

Усвоением знаний называется учебно-познавательская деятельность учащихся, направленная на сознательное и прочное овладение знаниями, способами выполнения учебных действий. Усвоение знаний - сложный многоэтапный процесс. Исходя из анализа его природы, в нем выделяют следующие основные компоненты:

а) восприятие и понимание;

б) запоминание;

в) применение, обобщение и систематизация знаний.

Все компоненты тесно между собой взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому трудно вычленить отдельные звенья процесса, и на том или ином этапе процесса усвоения может преобладать какой-то компонент. Это зависит и от соответствующих приемов учебной деятельности студента, и от руководства ею со стороны преподавателя.

- операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности).

Умения - это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта [42].

Навык - это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения [38].

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они "обрастают" умениями и навыками, "перерастают" в них.

Умения и навыки - это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе - это знания в действии[26].

Умения и навыки находятся в тесной взаимосвязи. Их классифицируют по следующим признакам:

а) интеллектуальные (познавательные) умения и навыки - умственные действия и операции;

б) практические (специальные, общеучебные) умения и навыки - связаны с внешними "материализованными" способами деятельности.

В основе навыков л...