Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы на уроках "Человек и мир"

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету "Человек и мир". Значение нестандартных уроков в формировании личности младших школьников. Разработка сценария урока. Развитие инициативы и коммуникативных навыков у учеников младшей школы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Нетрадиционные формы обучения - как один из видов обучения учащихся

1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету "Человек и мир"

1.2 Значение нестандартных уроков в формировании личности младших школьников

Глава 2. Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы на уроках "Человек и мир"

2.1 Подготовка и проведения нетрадиционных уроков "Человек и мир"

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества образования и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания предмета Человек и мир.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Человек и мир, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного, образовательного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения этого предмета выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы "оживления" урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Предмет исследования: процесс использования нетрадиционных форм при проведении предмета Человек и мир.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания предмета "Человек и мир" могут быть использованы, разработанные мной конспекты нетрадиционных уроков.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:

формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;

мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;

более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках предмета "человек и мир".

Задачи:

Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;

Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках предмета "человек и мир".

Методы исследования проблемы: теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, психологической, методической литературы.

Область практического применения: на уроках человек и мир.

Глава 1. Нетрадиционные формы обучения - как один из видов обучения учащихся

1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету "Человек и мир"

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок - дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.[4]

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии,уроки- прогулки, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока?

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры, экскурсии, прогулки и др.

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки - круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в "режиме интерактива" ( от англ. слова interaction - взаимодействие). Интенсивное общение - выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения - кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).По мнению О.В. Трофимовой: "...сам термин "нетрадиционная форма урока" требует более конкретной...

Другие файлы:

Экспериментальная методика обучения учащихся на уроках черчения в профессиональном училище
Процессы усвоения знаний. Уровни понимания учебной информации. Педагогические условия усвоения знаний учащимися на уроках теоретического обучения. Исс...

Методы и методики преподавания информатики
Пассивные и активные методы обучения на уроках информатики. Разработка план-конспекта с применением активных и пассивных методов обучения на уроках ин...

Разработка модели с комплексом дидактических игр, обеспечивающих активизацию деятельности учащихся начальных классов на уроках математики
Изучение нетрадиционных форм занятий как средства формирования познавательных интересов. Обзор методических указаний к использованию игр на уроках мат...

Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ
Сущность и условия проявления познавательного интереса, приемы его развития на уроках информатики. Виды творческих заданий, организация самостоятельно...

Проверка и оценка уровня знаний учащихся в процессе обучения географии
Функции, виды, типы и формы контроля знаний учащихся. Характеристика особенностей устного, письменного контроля знаний и некоторых его нетрадиционных...