Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Разработка модели с комплексом дидактических игр, обеспечивающих активизацию деятельности учащихся начальных классов на уроках математики

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Изучение нетрадиционных форм занятий как средства формирования познавательных интересов. Обзор методических указаний к использованию игр на уроках математики в первом классе. Анализ серии дидактических игр и их влияния на усвоение учебного материала.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1 Роль, сущность и система дидактической игры

1.2 Требования к проведению дидактических игр на уроках математики в начальных классах

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ

2.1 Организация, проведение и основные результаты подготовительного этапа эксперимента

2.2 Организация, проведение и основные результаты контрольного этапа

2.3 Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического восприятия нового материала и надо так организовать учебный процесс, чтобы влиять на развитие детей, давать эмоциональную направленность. Для младших школьников учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование учебной деятельности.

Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако, этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этих осложнений, по нашему предположению, в учении необходимо широко использовать различные игры - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

К сожалению, некоторые учителя отказываются от проведения игр на уроках математики, объясняя это тем, что играть некогда, надо работать.

Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19 века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. В России дидактическое значение игры доказал К.Д. Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.

Выбор темы обусловлен тем, что использование дидактических игр на уроках математики делают процесс обучения более привлекательным для младших школьников и повышают уровень усвоения материала.

Цель исследования - построение модели с комплексом дидактических игр, обеспечивающих активизацию деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

Объектом исследования является процесс использования дидактической игры на уроках математики.

Предметом исследования является комплекс дидактических игр, применяемых на уроках математики.

Гипотеза исследования - учебная деятельность младших школьников будет наиболее успешной, если на уроках математики использовать дидактические игры.

Задачи исследования:

- дать психолого-педагогическое обоснование необходимости и возможности применения дидактических игр при обучении математики младших школьников.

- сформулировать требования к проведению дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

- подобрать серии дидактических игр и показать их влияние на усвоение учебного материала.

- проверить экспериментально эффективность использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Структура и содержание работы: курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении раскрыта актуальность темы, сформированы цели и задачи исследования, отражаются сведения об объекте и предмете исследования.

Глава I содержит психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр на уроках математики, разработки серии дидактических игр, используемых на уроках математики в начальной школе, а также в этой главе определены требования к проведению таких уроков.

В заключении сделаны выводы о целесообразности использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования умения использовать дидактические игры на уроках математики

1.1 Роль, сущность и система дидактической игры

Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

С.Т. Шацкий.

Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей к дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль», а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способность и умение. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Потому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже на самых инертных маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, шестилетние дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом, поэтому наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они до...

Другие файлы:

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, методы активизации. Исследование влияния систематических занятий по решению т...

Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе
Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 1 классе при...

Использование дидактических игр для развития внимания на уроках математики в 5 классах
Теоретические основы развития внимания учащихся в процессе обучения математике. Дидактическая игра и ее роль. Психолого–педагогическое обоснование пон...

Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе
Организация коллективной формы учебной деятельности на уроках математики и ее основные цели, признаки, значение и особенности. Разработки фрагментов у...

Применение дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики
Определение сущности творческих способностей учащихся основной школы. Обоснование комплекса педагогических условий применения дидактических игр для ра...