Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Разработка комплексной программы физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и формы задержки психического развития (ЗПР). Особенности психофизического состояния детей с ЗПР. Программа физической реабилитации для детей дошкольного возраста с ЗПР с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

1.1 Сущность и содержание понятия задержка психического развития

1.2 Классификация форм задержки психического развития

1.3 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.3Анализ результатов констатирующего этапа исследования

Глава 3. Влияние экспериментальной программы на психофизическое развитие детей с ЗПР

3.1 Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

3.2 Результаты экспериментальной проверки эффективности программы физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

3.2.1 Анализ и обобщение результатов исследования

Выводы

Список литературы

задержка психическое развитие физическая реабилитация

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе в России наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Значительную часть среди них занимают дети с задержкой психического развития. Учеными [6] доказано, что у детей данной категории наблюдается нарушение познавательной и эмоционально-волевой сфер, недостаточный уровень развития координационных способностей, гибкости, общей выносливости. По данным медицинской статистики количество здоровых детей с задержкой психического развития составляет лишь 15%, что становится основной причиной трудностей их адаптации к школьной нагрузки. У них наблюдается длительная соматическая недостаточность различного происхождения, тяжелые соматические заболевания (многочисленные пневмонии, ангины и др.). Имеющих место уже в первые годы жизни.

Деятельность специальных дошкольных учреждений в современных условиях невозможна без основанной на результатах комплексной диагностики квалифицированной и взаимосвязанной коррекционно-реабилитационной помощи детям с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей. В этой связи важным этапом совершенствования коррекционно-реабилитационного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей данной категории является использование в практике работы средств физической реабилитации [13].

Изучение опыта работы специальных дошкольных учреждений, анализ литературных источников позволил сделать вывод о значительных недостатках в организации и содержании физреабилитацийного процесса, неопределенность доступных для детей данной категории средств физической реабилитации и, вообще, неразработанность специальной комплексной программы физической реабилитации для дошкольников с задержкой психического развития, основанной на их специфических особенностях и возможностях.

Итак, актуальность проблемы, ее социально-педагогическое значение и недостаточная разработанность в области коррекционной педагогики и физической реабилитации обусловили выбор темы дипломной работы и мотивировали течение соответствующего исследования.

Объект исследования: процесс физической реабилитации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специальных дошкольных учреждений.

Предмет исследования: коррекционно-реабилитационная направленность средств физической реабилитации.

Цель: разработать и экспериментально апробировать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Гипотеза исследования. Разработка комплексной программы физической реабилитации, включающей определение общих и коррекционных задач и средства физической реабилитации будет способствовать улучшению состояния здоровья и коррекции недостатков в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития в возрасте 6-8 лет.

Задачи исследования:

1. Выявить отклонения в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей с задержкой психического развития в возрасте 6-8 лет.

2. Определить средства физической реабилитации, направленные на улучшение соматического состояния и восстановление и коррекцию вторичных недостатков в психофизическом развитии детей с ЗПР.

3. Использовать комплексную программу физической реабилитации для детей дошкольного возраста (6-8 лет) с задержкой психического развития.

Практическое значение исследования заключается в разработке и использовании комплексной программы физической реабилитации с учетом соматических и психофизических особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.

Экспериментальная база исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Гнездышко» городского округа Тольятти.

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

1.1 Сущность и содержание понятия задержка психического развития

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и получила особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных отраслей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое количество детей, испытывающих трудности в обучении.

Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учащихся из школ разных регионов страны и теоретико-научный анализ стали основой сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).

По всем исследуемым показателям психосоциального развития детей данной категории качественно отличаются от других Дизонтогенетическая расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития - с другой, занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развитыми сверстниками.

Дети с задержкой психического развития описываются в литературе [4] как особая группа отставанием в психическом развитии, имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые не позволяют им своевременно и качественно осваивать элементарными знаниями.

Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью [1]. Понятие «задержка психического развития» употребляется применительно к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. У них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Такие дети отличаются, как дети с недостаточными способностями к обучению.

Для задержки психического развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарных функциями являются и сохранившиеся [2].

Патологической сущности ЗПР является воздействие целого ряда патологических факторов перинатального, натальному и постнатального периода [8]. Анализ электрофизиологичних данных свидетельствует о наличии органических поражений мозга у почти всех детей с ЗПР. В большинстве случаев при ЗПР оказывается сочетание органических повреждений в виде энцефалопатических расстройств и недостаточности отдельных психических функций с признаками общего психического недоразвития [16].

Исследователи [12] указывают на вариабельность проявления задержки психического развития. В литературе, посвященной изучению детей с ЗПР, отмечается отставание в развитии познавательных процессов, нарушение функции активного внимания, общая неорганизованность деятельности, преобладание игровых мотивов и малой способности к волевому усилию, недостаточность общего запаса знаний, ограниченности представлений, слабая работоспособность [15].

Среди различных классификаций ЗПР Распространенными являются классификация К.С. Лебединской [1], разработанная на основе етиопатогенетичного подхода, в соответствии, с которым различают 4 основных варианта ЗПР:

1. ЗПР конституционного происхождения. К этому варианту относятся дети с психическим и психофизическим инфантилизмом;

2. ЗПР соматогенного происхождения, при котором у детей отмечается физическое и психическое астения;

3. ЗПР психогенного генеза, при котором преимущественно нарушается эмоционально-волевая сфера;

4. ЗПР церебрально-органического генеза с преобладанием органического инфантилизма с нарушением познавательной деятельности.

Характеризуя в целом детей с ЗПР, следует отметить неравномерность нарушений различных психических функций [19]. Функции, которые интенсивно развиваются в более ранние периоды, страдают сильнее, чем функции, формирование которых происходит позднее [7]. Для детей с ЗПР одним из частых проявлений является синдром дефицита внимания с гиперактивностью [14].

Рассматривая деятельность детей с ЗПР в аспекте проблем следует отмети...

Другие файлы:

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников
Сущность процесса социализации и адаптации ребенка к социуму. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкол...

Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Теоретические основы изучения личностной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, особенности самооценки детей. Методы иссл...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошколь...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей...